Закон против дискриминации: Кого собралась наказывать и защищать власть

Правительство разработало и подало в Верховную Раду законопроект, которым предлагает внести изменения в Админкодекс и Уголовный кодекс, направленные на борьбу с дискриминацией. Кого и от кого хочет защитить власть? Ведь некоторые нормы закона выписаны так, что под защитой государства окажутся и те, кто в этом нуждается, и те, кто зарабатывают на хайпе

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Закон против дискриминации: Кого собрала…

Упомянутый проект закона зарегистрирован в парламенте под №5488. В пояснительной записке указано "согласование понятийного аппарата Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Закона "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" в части квалификации различных форм и проявлений нетерпимости". Проект разработан в рамках Плана мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, чтобы обеспечить наказание за преступления, совершенные по мотивам нетерпимости.

Штрафы и тюрьма за дискриминацию: Какие изменения предлагает законопроект

В законодательное поле Украины должно быть введено определение термина "нетерпимость" как:

"Открытое, предвзятое, негативное отношение по отношению к категории лиц, отличных по таким признакам, как раса, цвет кожи, политические, религиозные и другие убеждения, половая принадлежность, возраст, инвалидность, этническое и социальное происхождение, гражданство, семейное и имущественное положение, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, место проживания, язык, или по другим признакам 

Админкодекс предлагают дополнить статьей 188-56 (нарушение законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации). По ней представители Уполномоченного по правам человека получат право составлять и подавать в суды административные протоколы из-за дискриминации. Причем правонарушения по мотивам нетерпимости суды будут рассматривать как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Санкция — штраф с физических лиц-нарушителей в размере от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, с должностных лиц и субъектов предпринимательской деятельности — от 300 до 500 минимумов.

В ст. 161 Уголовного кодекса Украины предусмотрят уголовную ответственность за публичные призывы к насилию на почве нетерпимости, разжиганию вражды и ненависти на почве нетерпимости. Наказания за такие действия для физлица — штраф от 200 до 500 минимумов или ограничение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Аналогичное преступление служащего — 500-1000 минимумов или лишением свободы от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности.

Это нововведение может коснуться не столько политиков, которые не стесняются в выражениях во время телеэфиров, сколько телеведущих, ютуб-блоггеров и общественных активистов. Им во время критики власти или отдельных деятелей или отдельных кейсов (как, например, рассказывая о людях, которые оскорбляют Украину на видео, а потом извиняются), придется очень внимательно подбирать слова. И очень осторожно писать плакаты для акций протеста. Штраф — ощутимое, но не такое серьезное наказание, как судимость по уголовной статье.

За дискриминацию, совершенную организованной группой лиц или с тяжелыми последствиями предлагается тюремное заключение от 5 до 8 лет.

Статью 130 УК декриминализируют  — не будет считаться уголовным преступлением заражение вирусом иммунодефицита человека либо иной неизлечимой инфекционной болезнью. Зато уголовным правонарушением будут считать умышленное (с ударением на это слово) заражение особенно опасной инфекционной болезнью или ее возбудителем. За это предлагают наказывать лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Здесь интересно, будет ли касаться эта норма закона случаев умышленного заражения коронавирусом. Если да, то будут ли подпадать под действие закона, например, заведения, где не выполняются карантинные нормы. Вечеринки, проводимые во время локдауна. Или граждане, которые упорно носят маску на подбородке.

Защищать кого надо и не надо

Сейчас "антидискриминационный" законопроект находится на стадии проработки в комитете Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности. Шансы превратиться в закон у него высокие, ведь нынешняя власть, (и это демонстрирует практика ее деятельности), предпочитает выполнение тех "домашних заданий" по евроинтеграции, которые обычно не затрагивают реальных политических и экономических интересов самых богатых украинцев

Хотя это, конечно, и не уменьшает важность данного законопроекта. Борьба с дискриминацией в Украине — вещь важная. О наличии соответствующих фактов говорят даже чиновники. Даже генеральный прокурор Ирина Венедиктова на днях заявила, что женщинам в Украине живется непросто. И добавила, что ранее испытывала на себе проявления сексизма, то есть дискриминации по признаку принадлежности к определенному полу. Обеспокоенность случаями дискриминации представителей ЛГБТИК-сообщества в Украине на фоне пандемии коронавируса выражали в середине мая посольства более 20 стран. Киев должен был дать какой-то ответ на этот довольно громкий сигнал. И именно в эти дни появился правительственный "антидискриминационный" законопроект.

Читайте также: Мероприятия правозащитников в Киеве и Одессе сорвала "Традиция и порядок"

Но есть и моменты, которые откровенно настораживают. Например, законопроект занимается дискриминацией по языковому признаку. Здесь, с одной стороны, можно ожидать заявлений о "притеснениях русскоязычных в Украине", если кто-то обратится к омбудсмену в отношении соблюдения своего права на использование украинского в публичной сфере.

Не исключено и диаметрально противоположная ситуация, при которой уже русскоязычные будут обращаться к Уполномоченному по правам человека относительно соблюдения их прав, скажем, в сервисной сфере в случае, когда их будут отказываться обслуживать на русском на основании положений закона об украинском как государственном языке.

Но это уже и раньше было. В Украине есть и языковой омбудсмен, и Закон о языке, в котором проговорены все спорные моменты. Поэтому в целом непонятно, зачем дискриминацию по языковому признаку включили в новый законопроект. Такое впечатление, что это было сделано или из-за калькирования норм закона из каких-то других документов, или для того, чтобы дать антиукраинским силам поводы для нехорошего хайпа, к которому могут прибегать защитники русского языка как второго государственного. Особенно если вспомнить постоянные призывы пересмотреть действующий языковой закон.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme