Зачистка несогласных: Что означает ускоренная процедура увольнения чиновников

На Банковой готовятся увольнять и брать на работу государственных служащих по упрощенным процедурам. Это давно ожидаемое решение, которое, впрочем, новая властная команда может использовать как инструмент для массовых репрессий против госслужащих, которые недостаточно активно поддерживали ЗЕкоманду или, упаси Боже, заняли позиции ее оппонентов

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Зачистка несогласных: Что означает ускор…

В команде президента подготовили законопроект, который упрощает процедуру приема на работу и увольнения государственных служащих. Эту инициативу парламент может рассмотреть как неотложную. О таком сообщил недавно назначенный глава Государственной таможенной службы Максим Нефедов, отвечая на вопрос журналистов о возможности увольнения руководства региональных таможен, результатами работы которых недовольна новая власть.

Необходимость принятия нового закона Нефедов аргументировал сложностью действующих ныне процедур приема и увольнения чиновников. И проиллюстрировал свои слова болезненным для него примером вверенного ему органа власти. "Закон о государственной службе не позволяет легко брать на работу и увольнять сотрудников. Если мы будем по шесть-семь месяцев бегать за каждым госслужащим, а он может в любой момент уйти на больничный и де-факто находиться там вечно, - думаю, процесс обновления (таможни) точно затянется", - прокомментировал глава таможенной службы.

По словам Нефедова, до настоящего времени ушел с должности один из руководителей таможен, увольнения которых требовал президент, – председатель Львовской региональной таможни Лев Прокипчук.

Напомним, еще 6 июля Владимир Зеленский на совещании таможенников на контрольно-пропускном пункте "Ужгород" призвал руководителей Волынской, Закарпатской, Черновицкой и Львовской таможен написать заявления об увольнении. В противном случае их должны были уволить. Ни первого, ни второго за полтора месяца не произошло. Вместо этого уволился исполняющий обязанности председателя Государственной фискальной службы, которой в то время подчинялась таможня, Александр Власов.

Уже учитывая такой сложный процесс увольнения таможенных чиновников упрощение соответствующих процедур кажется шагом в верном направлении, призванным сделать вертикаль власти более управляемой. Второе ожидание от закона – что он упростит путь к государственной службе для квалифицированных представителей негосударственного сектора, которым сейчас по ряду причин непросто пройти фильтры, заложенные действующим законом, попасть в кресла чиновников и претендовать там на достойную зарплату. Скажем, невозможно добраться до руководящей должности без предыдущего опыта работы на госслужбе. Другое "узкое место" - необходимость платить квалифицированному человеку из частного сектора адекватную его профессиональному уровню зарплату фактически в конвертах, например, через западные гранты.

Еще нюанс: выплаты госслужащему привязаны к выслугие лет. Это означает, что двое специалистов на одинаковых должностях, один из которых пришел работать из частного сектора, а другой является карьерным госслужащим, будут получать совсем разные деньги. Не в пользу "чужака", конечно. Это превращает госслужбу в закрытый клуб людей, которые работают там поколениями. Зато у специалистов со стороны мало мотивации приходить в чиновничьи кабинеты и работать на государство.

Напомним, сейчас в Украине действует Закон "О государственной службе", принятый 10 декабря 2015 года. Он вступил в силу 1 мая 2016-го и заменил своего предшественника образца 1993 года. Документ, разработанный после Революции Достоинства с привлечением финансирования Евросоюза, получил как позитивные, так и негативные оценки. Среди плюсов закона – разграничение политических и административных должностей в центральных органах власти, повышение ответственности чиновников, закон реформировал условия оплаты их труда. Документ ввел открытые конкурсы при назначении на государственную службу. На одном из таких конкурсов победил, кстати, и сам Нефедов. С другой стороны, победители конкурсов кое-где известны заранее: решения принимают комиссии, в которые руководители ведомств включают заинтересованных лиц.

При этом действующий закон не раз создавал препятствия для увольнения госслужащих, прежде всего высоких рангов, за те или иные нарушения. Команда Зеленского непосредственно столкнулась с этими реалиями. Перед нынешними внеочередными парламентскими выборами президент активно ездил по стране, проводил совещания, во время которых массово "увольнял" чиновников. Но эта его бурная деятельность больше походила на пиар-кампанию "слуг народа", потому что не приносила почти никакого практического результата. Аналитики подсчитали, что из 34 чиновников, которым глава государства под камеры указал на дверь, до сих пор попрощались со своими кабинетами только трое.

Зеленский публично увольняет служащих – а те отказываются уходить, потому что по закону могут уйти на больничный, потом в отпуск, потом опять по кругу. В целом эта процедура занимает практически полгода и обходится налогоплательщикам в сотни тысяч гривен за "нерабочие" дни чиновников. Более того, многие из них обращаются в суды по поводу незаконности своего увольнения. Обычно судьи в таких ситуациях находят нарушения в процедурах и восстанавливают служащих на должностях.

Такие реалии ставят президента в неудобное положение перед той немалой частью его избирателей, которые хотят видеть во главе государства "справедливого, но строгого царя" а-ля Лукашенко и до сих пор ждут, когда ЗЕкоманда "сделает их вместе".

Поэтому упомянутый Нефедовым закон жизненно необходим новой властной команде. Особое значение он приобретает сейчас, когда Банковая стоит на низком старте перед формированием нового правительства и всей вертикали власти. Новые назначенцы, как только усядутся в кресла, начнут более или менее массово менять "старые" команды по признакам политической лояльности и, как водится, без учета их квалификации. Можно предположить, что законопроект об упрощении процедуры назначения/увольнения чиновников может быть использован в будущих кадровых чистках.

Изменения, которые упростят чиновничьи рокировки, облегчат жизнь не только Нефедову, который сможет начать вводить кадровые перестановки на таможне, но и самому Зеленскому. Ведь в случае изменения закона "О государственной службе" президент получит инструмент, который даст ему возможность регулярно ездить по областным и районным центрам и увольнять чиновников с более определенным, чем сейчас, результатом.

Но здесь стоит заметить, что вопрос увольнения наемного работника, к которым относятся и государственные служащие, регулирует не только закон "О госслужбе", но и, скажем, Кодекс законов о труде, который вступил в силу еще в 1971 году. Этот документ давно устарел и тоже требует принятия нового варианта. А пока новый Трудовой кодекс отсутствует, чиновников, которые не желают уволиться сами, еще долго будет непросто оторвать от насиженных кресел. И стимулировать наиболее принципиальных из них способен разве что интерес правоохранительных или антикоррупционных органов.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme