Как в Украине деолигархизировать СМИ: Советы экспертов
В эпоху интернет-медиа и социальных сетей, СМИ выполняют роль уже не столько отражения действительности и даже не фильтрации действительности, а формирования представления о том, что такое действительность. Для пиар-демонстрации "достижений" власти и отвлечения от тех вопросов, которые действительно достойны общественного внимания, СМИ все больше используются для создания в обществе ложного представления об актуальности определенных "надуманных" проблем благодаря концентрации внимания на них
Об этом говорится в докладе Украинского института будущего (УИБ) "деолигархизации и закон", передает Depo.ua.
Так, чуть ли не самый главный пункт программы — деолигархизация СМИ.
Необходимо демонтировать условия для существования медиаимперий, которые бесконтрольно навязывают гражданам Украины искаженную картину социально-политических реалий, смещая фокус внимания общества на определенных "нужных" политиков и искусственно ограничивая доступ к СМИ кандидатов, не относящиеся к кланово-олигархическим группам.
Фактически любое должностное лицо Украины, наделенное властными полномочиями, находится под влиянием олигархов, ведь медиапропаганда в состоянии и выносить политиков на пьедестал, и разрушить их карьеры и репутации в случае "нелояльности" за считанные дни.
Относительно деолигархизации СМИ, важно учитывать иностранный опыт, как положительный, так и отрицательный.
Например, в 1996 году в США был принят закон о телекоммуникациях.
Негативное влияние закона нельзя преувеличить.
Этот закон резко уменьшил важные нормативные акты относительно перекрестного владения и позволил гигантским корпорациям скупать тысячи средств массовой информации по всей стране, увеличивая свою монополию на поток информации в США и во всем мире.
Если в 80-е годы до 90% СМИ в США принадлежало 50 корпорациям, то сейчас, после реализации указанного закона, около 90% крупнейших медиакомпаний страны принадлежат всего 6 корпорациям.
Предлагается рассмотреть следующие основные возможные шаги со стороны государства для проведения реальной деолигархации украинских СМИ.
1. Корпоративные:
-
обеспечение прозрачности структуры собственности, включительно с раскрытием конечных бенефициаров;
-
ограничение монополизации и перекрестного владения (запрет одному владельцу или группе связанных лиц одновременно владеть корпоративной долей больше, чем определенный размер (например, 20%) в СМИ в более одном секторе национальных СМИ)
-
обеспечение прозрачности в структуре управления и финансирования;
-
обязательность наличия коллективных органов управления в СМИ, представительство журналистов и редакторов в них на уровне не менее, чем, например, 51%.
2. О прозрачности и доступности информации о СМИ:
-
реформирование действующего законодательства о доступе к информации;
-
обязательность публичной отчетности СМИ о структуре собственности, управления и финансирования (ежегодно и накануне выборов).
3. О трудовых отношений в СМИ:
-
обязательность подписания в СМИ коллективных трудовых соглашений (с обязательными условиями о запрете руководству СМИ на необоснованные увольнения журналистов и редакторов, ухудшение оплаты труда и социального обеспечения и т.д.).
4. О финансовых вопросах:
- финансовая поддержка (при наличии) со стороны собственников или государства — исключительно на основании четко определенных, прозрачных и объективных критериев.
5. Об обязательности заключения с владельцами СМИ соглашений о невмешательстве в редакционную политику.
6. Об ограничении прав государства (органам местного самоуправления), их должностных лиц на вмешательство в работу СМИ.
7. О введении различных видов реальной ответственности за неисполнение указанных выше условий.
Таким образом, для проведения реальной деолигархизации в Украине недостаточно составить списки олигархов, на которые в той или иной форме наложить персональные санкции. Очевидно, помимо прочего, такие действия будут незаконными.
Не следует путать деолигархацию с экспроприацией, то есть незаконным "освобождением" олигархов от объектов права собственности. Это приведет лишь к усилению противостояния в обществе и потере едва ли не последней возможности для Украины присоединиться к клубу цивилизованных стран.
Предлагается проведение комплексной политики, составной частью которой могут быть указанные выше законодательные изменения.
Напомним, ранее СМИ якобы узнали, о чем говорится в законопроекте о статусе олигархов.
Однако советник председателя Офиса президента Украины по антикризисным коммуникациям Михаил Подоляк сообщил, будто опубликованные СМИ нормы не являются текстом документа.
Справка: О том, что в Украине разрабатывают законопроект о статусе олигархов, стало известно 15 апреля. По предварительной информации, в нем будет прописано семь критериев для определения, кто является олигархом. При этом человек будет якобы признаваться олигархом, если будет подпадать под три или более параметров.
Также секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов отметил, что сейчас уже насчитывается 13 человек, "которых можно с уверенностью отнести к среде олигархов по тем критериям, которые рассчитывают в СНБО".
20 мая во время пресс-конференции президент Владимир Зеленский анонсировал, что законопроект о статусе олигарха в Украине будет представлен общественности в ближайшее время.
Читайте также: Закон об олигархах: Что будет делать Зеленский, если "слуги" за это не будут голосовать
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Власть