Зеленского не боятся как Портнова: Почему КСУ отменил судебную реформу Богдана

Осмелевший после отставки Андрея Богдана Конституционный суд осуществил реванш в пользу цеховых интересов

Зеленского не боятся как Портнова: Почем…

Судебная реформа, которая ограничивала в полномочиях и привилегиях Верховный Суд, на днях была отменена Конституционным судом как не соответствующая Основному закону. Реформа, которой занимался бывший глава президентского Офиса, демонический Андрей Богдан, вылетела в трубу.

Depo.ua разбирается в причинах и следствиях.

Богдан Всесильный

Еще в октябре прошлого года, когда главный офисмейкер Зеленского Андрей Богдан пребывал во всей полноте своей власти, он смог протащить через Верховную Раду довольно противоречивый закон, который должен был перевернуть судейскую власть вверх ногами и сделать ее послушной инициативам президентского Офиса. Речь шла о законе с хитромдрым названием "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского самоуправления".

В том законе шла речь о резком снижении роли Верховного суда в осуществлении правосудия. Произошло это, прежде всего, путем снижения вдвое членов ВСУ с созданием такой системы отбора в эту высшую судебную инстанцию, которая позволяла тогда очень перспективному Богдану влиять на каждое назначение. А значит - и на качество судебных решений высшей инстанции.

Тогда, в октябре 2019 года, это было категорической заявкой Андрея Богдана не только на роль главного держателя акций судейской корпорации, но и на фигуру, которая может стать "директором парламента", ведь голосование за эту очевидно неконституционную и противоречивую с точки зрения правовой адекватности реформу, было неким проявлением "нагибания" Верховной Рады.

Следует отдать должное Андрею Богдану - тогда он абсолютно справился. Ведь Рада руками монобольшинства без лишних вопросов и в режиме "турбо" проголосовала. А Зеленский - без малейшего трепета подписал этот закон.

Верховный Суд - против

Принятый и подписанный Закон сокращает состав Верховного суда с 200 до 100 судей, вводит новый порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей, создает при Высшем совете правосудия комиссию добродетели и этики.

Кроме того, Законом был уменьшен оклад членов Верховного суда с 75 до 55 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (до 105,7 тыс. грн). А состав Высшей квалифкомиссии - сокращен с 16 до 12 членов. При этом в ВККС запретили избирать бывших членов Высшего совета правосудия. Кроме того кандидаты в ВККС должны подавать "заявление о проведении проверки, определенной законом "Об очищении власти". Все эти изменения вместе на практике давали в руки президентского канцлера рычаги управления высшим звеном судебной системы. А значит - и возможность влиять на практически каждое судебное решение в этой стране.

Но Верховный суд, который в результате богдановской реформы оказался в тисках сокращения кадров и уменьшения денежного обеспечения (не говоря уже о потере судебных полномочий), оказал сопротивление. И обратился в Конституционный суд, который должен проверять принятые законы на соответствие Основному закону, с жалобой на "реформу Богдана".

Судьи, которые оказались под угрозой увольнения или понижения, апеллировали к свои коллегам-конституционалистам с аргументами, что реформа имеет цель подорвать независимость Верховного суда. А председатель Верховного суда Валентина Данишевская даже пробовала прозрачно намекать, что обескровливание ВСУ имеет политическую окраску, ведь именно этой инстанции вскоре придется принимать окончательные решения по делам "ПриватБанка" и другим глубоко политизированным вопросам.

Апеллировали даже к Венецианской комиссии, которая ожидаемо высказала критику в отношении реформы. Самое большое недовольство европейских законодателей вызвало сокращение количества судей Верховного суда.

Потуги представителей суда противостоять реформе Богдана Зеленского выглядели, действительно, как попытка регенерировать и отбить ту угрозу, которую поставила перед ними власть нового президента. Поэтому и задержка с согласованием реформы со стороны Конституционного суда может быть расценена как цеховая солидарность.

Неторопливый КСУ

Конституционный суд, действительно, может себе позволить не спешить. И чем с большей "обгаженностью" государственные чиновники пытаются добиться от него самых быстрых решений, тем более почтенные мужи-конституционалисты закрываются в ракушку своих специфических внутренних процедур - лишь бы отсрочить принятие решения.

Так они "петляют" уже много лет с оценкой конституционности люстрационного закона. Так, наверное, пытались поступить и с осенней судебной реформой. Но отставка Андрея Богдана и вакуум, образовавшийся в связи с этим между КСУ и ОП, обозначил для конституционных вершителей определенное поле для маневра. И они этой возможностью воспользовались, чтобы осуществить плевок в спину надзирателя-душегуба, который потерял свою власть.

Тем самым судейская корпорация дала понять новой власти, что политикам не стоит своими грязными руками касаться таких чувствительных вопросов как неприкосновенность судебной ветви власти. Что система способна защищаться и противодействовать попыткам прижимать ее к ногтю.

И это - очевидный месседж президенту Зеленскому, что судебная власть не воспринимает его как авторитетного управляющего. И не собирается подчиняться так, как она это делала в руках бывшего эффективного судебного менеджера Андрея Портнова в передмайдановские времена.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"