Расходы на президента увеличили, а на субсидии уменьшили: Как мы будем жить с таким Бюджетом-2021

Бюджет-2021 угрожает превратить Украину в неудачника заемщика, вынужденного снова и снова искать где-то деньги на проедание

Экономический и политический обозреватель
Расходы на президента увеличили, а на су…

Проект бюджета на 2021 является очень своеобразной реализацией сценария сериала "Слуга народа" в тот момент, когда вся страна напрягается, чтобы вытащить себя из долговой ямы иностранных кредитов. Только реальность оказывается зеркальной — вместо того, чтобы выбраться наверх, страна еще больше буксует, погружаясь в ту же долговую яму кредитов, набранных на финансирование причудливых программ типа "большого строительства". При этом расходы на деятельность президента или ГУД увеличиваются, а наиболее необеспеченным гражданам, получающим субсидии, придется еще больше затянуть пояса, ведь количество субсиантов будет уменьшено.

Правительство передало проект бюджета в парламент, в пятницу планируется рассмотрение, в ходе которого депутаты, скорее всего, добавят туда своих "хотелок". Но это не избавит смету будущего года от его главной "фишечки" — он снова становится бюджетом проедания чужих денег, а не развития и продвижения собственной экономики.

На чем заработаем

Основные показатели проекта бюджета являются достаточно оптимистичными, ведь чиновники ожидают роста экономики в следующем году на уровне 4,6%. Доходы бюджета составят 1071 миллиард гривен, тогда как расходы — 1331 миллиард. То есть планируется дефицит на уровне 270 миллиардов.

Ожидаемая инфляция на следующий год — 7,3% годовых. Средний валютный, по прогнозу Минфина, составит 29,1 грн/доллар. Средняя зарплата в Украине, как ее видят в правительстве, достигнет 13,6 тысячи гривен в месяц.

Следующий бюджет в части дохода является большим по сравнению с нынешним годом на 93 миллиарда (9.5%). Рост доходов, который планируют в правительстве, произойдет за счет увеличения налоговых поступлений. Особую ставку в Кабмине делают на рост налога на доходы физических лиц (НДФЛ), благодаря которому бюджет должен прирасти на 28 миллиардов.

Надо понимать, что Минфин ожидает, что рост произойдет из-за повышения минимальных зарплат и должностных окладов работников, которые вследствие роста своих доходов будут больше отчислять в бюджет. Планируя это "экономическое чудо", чиновники при этом не учли рост количества безработных. А также упустили тот аспект, что напрягая малый и средний бизнес (а именно он должен принести в казну наибольшую часть этого роста), государство рискует загнать их еще больше в серую зону, когда увеличение налоговых расходов просто заставит владельцев бизнеса компенсировать их возвратом к так называемым зарплатам в конвертах.

Увеличение плана по сбору налогов будет сопровождаться в следующем году уменьшением доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, которая предусматривает, в частности, и прибыль от деятельности Нацбанка, и дивиденды от государственных команий. Всего планируется, что неналоговые поступления уменьшатся на 54 миллиарда.

Не запланированы средства от платы за лицензии на осуществление деятельности в сфере организации и проведения азартных игр (4,4 млрд грн в 2020). При этом в доходах азартные забыли, а статью в проекте бюджета оставили.

"Статья 20. Установить, что в 2021 году поступления платы за лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и за лицензии на выпуск и проведение лотерей зачисляются в специальный фонд государственного бюджета и направляются в порядке и объемах, определенных Кабинетом Министров Украины (что может предусматривать определение новых бюджетных программ), в поддержку спорта и культуры, финансирование медицины, образования и науки в соответствии с Законом Украины "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр". 

С заботой о кредиторах

В целом рост налоговой нагрузки на граждан и бизнес выглядит как пресловутый сценарий президентского сериала, упомянутый выше, когда вся страна должна скинуться на свою финансовую независимость. Проблема лишь в том, что происходит это не слишком добровольно, и цель в этой акции далека от сериальной. Ведь ожидания увеличения налогов, учитывая опыт нынешнего налогового провала по поступлениям, не превращает бюджет-2021 в инструмент для создания украинской экономической перспективы. Наблюдатели отмечают, что нынешние условия в мировой экономике позволяют правительствам использовать нетрадиционные инструменты стимулирования собственных экономик. Чем успешно пользуются многие страны. Зато украинский бюджет остается аналоговым устройством в современном мире, который вместо того, чтобы заниматься потребностями собственного развития, все усилия кладет на заботу о кредиторах.

Экономист Алексей Кущ в своем анализе проекта бюджета для "Деловой столицы" называет данный бюджет "кредитоцентричным" — направленным в первую очередь на выплату долгов, когда все остальные статьи расходов формируются по остаточному принципу. Ведь обслуживание государственного долга является ключевым моментом бюджета. В дополнение к этому страна прибегает к еще более неистовому увеличению долгов, привлекая новые кредиты для того, чтобы вернуть старые. И к этому же профинансировать бюджетный дефицит и проекты, которые власть считает своими "фишками".

Но разберемся пока с дефицитом, который составляет, напомним, 270 миллиардов гривен. Для того, чтобы его покрыть, правительство планирует привлечь 263 млрд в долг (как внешний, так и внутренний). Немного, в виде 6 миллиардов, ожидают получить от приватизации. И еще немного — за счет возврата средств с депозитов и поступлений от продажи или предъявления ценных бумаг.

Не стоит также забывать, что на 2021 приходится колоссальный объем возврата и обслуживания полученных ранее долгов. Для этого где-то нужно найти 439 миллиардов гривен (против 346 млрд в текущем году). Чтобы заткнуть эту дыру, правительство предлагает ... еще одолжить денег. Поэтому общий объем кредитов, которые нам нужно где-то найти, составит огромные 702 млрд гривен.

Конечно, государство не станет полагаться в вопросе создания новых долгов только на МВФ и других международных кредиторов — от них ожидают эквивалент 4 миллиардов евро. Большую же часть средств будут искать на рынке внутренних заимствований. А это — риск создания новых пирамид из знакомых нам, например, облигаций внутреннего государственного займа, которые, словно пылесосом, высосут потенциально заработанные деньги на обслуживание услуг кредиторов.

При этом государство, учитывая уровень запланированного валютного курса, не собирается активно использовать инструмент эмиссии денег. И это можно воспринять как фактор кредитоцентричности, который обеспечивает комфорт для кредиторов через отказ от создания ресурса для внутреннего развития.

"Денег нет, но вы держитесь" от украинской власти

Не стоит расслабляться украинским гражданам, которые рассчитывали на помощь государства. Кабинет министров заложил в проекте сокращение, по сравнению с нынешним годом, расходов на субсидии: вместо 39,3 млрд на эти цели направят 36,6 млрд грн. А учитывая рост ценников на основные ресурсы в коммунальной сфере, конкуренция за средства компенсаций существенно усилится.

Фонд борьбы с Covid-19 в 2021 году финансироваться не будет. Об этом 14 сентября на брифинге по проекту госбюджета на 2021 рассказал министр финансов Сергей Марченко. Средства из такого фонда, как по борьбе с Covid-19, будут направлены прямым главным распорядителям - МОЗ и Минобразования.

Дорогой товарищ Зеленский

Зато приятно возрастут расходы на деятельность президента и Государственное управление делами. Вместо нынешних 912 млн грн теперь планируется выделить 1 млрд 269 млн грн. Финансирование ГУД вырастет почти на 800 млн грн, с 2,08 млрд грн до 2,8 млрд грн.

Больше себе позволить смогут и правоохранители. Например, Государственное бюро расследований "округлится" почти вдвое (с 1,4 млрд до 2,5 млрд). А Офис генпрокурора — с 7,6 млрд до 9,5 млрд.

В чем скрывается измена увеличения объема средств на ремонт дорог

Ожидаемо особого внимания заслужит ремонт и строительство дорог, на что предусмотрено потратить рекордные 150 млрд гривен. Конечно, эту цифру составляют не только бюджетные средства, но и заимствования под государственные гарантии.

Но из этих 150 млрд меньше половины — это государственный Дорожный Фонд, в котором на 2021 сокращено финансирование по всем направлениям, по сравнению с 2020 годом.

Другая половина — это средства, привлеченные под государственные гарантии, фактически — кредиты в коммерческих банках. То же самое делал Янукович, когда набрал кредитов на Евро-2012 под строительство дорог, в результате объем долгов стал больше, чем поступления, и отрасль умерла. То же самое повторяется при Зеленском — в этом году планируют взять кредиты для строительства дорог на 20 млрд грн. Если в 2020 году из Дорожного Фонда на обслуживание долгов было потрачено 5,6 млрд грн (ведь планомерно сокращали долю внешних заимствований, рассчитывая на защищенное финансирование из госбюджета), то в 2021 году обслуживание долгов уже более чем удваивается и вырастает до 13,5 млрд. И это самая большая долговая нагрузка на дороги за последние 5 лет. Поэтому если будет принято 70 млрд в виде заимствований под госгарантии — с 2022 Дорожный Фонд можно будет ликвидировать, так как все его поступления пойдут на выплату долгов.

Кстати, на аэродромы и порты, которые являются предметом обещаний предвыборного тура Зеленского по городам Украины, в следующем году, похоже тратиться не собираются.

Впервые в проекте бюджете заложено около 4 млрд грн для Укрзализныци (100 вагонов и электрификация двух участков). В 2020 впервые обновления пассажирского подвижного состава вообще не было.

Жилищная программа правительства

Насмешкой кажется и жилищная программа правительства, которая предусматривает расходы на льготные кредиты молодым семьям в размере 25 млн грн, а для покупки квартир временно перемещенным лицам — 15 млн грн.

В общем Бюджет 2021, как и бюджет 2020 года, планируется с существенным дефицитом — 6% ВВП (в 2020-м запланировано 7,5% ВВП). При этом расходы запланированы наибольшие (без трансфертов) — 26,6% ВВП (самое высокое после 2020 значение за последние 5 лет); а доходы — наименьшие (без трансфертов): 23,5% ВВП (самое низкое значение за последние 5 лет).

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme