В Украине разрешат частным компаниям развивать космическую отрасль

Сегодня, 2 октября, Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении и в целом проект закона №1071 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования космической деятельности"

За соответствующее решение проголосовали 308 народных избранников, передает Depo.ua.

В пояснительной записке говорится, что законопроект №1071 направлен на обеспечение развития, повышение инвестиционной привлекательности, а также создание конкурентной среды для развития космической отрасли в Украине наряду с государственным сектором предприятий частной собственности.

Положениями законопроекта предлагается:

1. внести изменения в статью 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – Кодекс), предусмотрев административную ответственность субъектов хозяйствования за:

- осуществление хозяйственной деятельности без представления декларации об осуществлении хозяйственной деятельности;

- предоставление недостоверной, не в полном объеме информации в декларации об осуществлении хозяйственной деятельности;

- нарушение срока уведомления о всех изменениях данных, которые были указаны в поданной декларации.

Кроме того, законопроектом предусматривается внести изменения в статью 255 Кодекса, которым уполномочить должностных лиц центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере космической деятельности составлять протоколы об административных правонарушениях в случае нарушения субъектами космической деятельности требований, предусмотренных статьей 164 Кодекса;

2. внести изменения в статью 4 Закона Украины "О предпринимательстве" относительно исключения положений, которыми установлены ограничения для осуществления хозяйственной деятельности субъектами космической деятельности частной формы собственности;

3. внести изменения в Закон Украины "О космической деятельности", а именно:

  • определить, что субъектами космической деятельности могут быть предприятия, учреждения и организации любой формы собственности и организационно-правовой формы;
  • исключить положения относительно осуществления лицензирования космической деятельности (на сегодняшний день, положениями Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" не предусмотрено лицензирование такого вида);
  • предусмотреть что, государственную политику в сфере космической деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере космической деятельности;
  • дополнить новой статьей относительно представления субъектом космической деятельности Украины частной формы собственности, которые намерены осуществлять космическую деятельность, центральному органу исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере космической деятельности, декларацию об осуществлении хозяйственной деятельности в сфере космической деятельности.

Предложенная законопроектом декларация является лишь инструментом для входа субъектов космической деятельности частной формы собственности на этот рынок. На сегодняшний день, деятельность субъектов космической деятельности достаточно срегулирована другими документами разрешительного характера, в зависимости от подвида космической деятельности. Перечень таких документов разрешительного характера приведен в приложении к настоящей Пояснительной записке.

Субъект космической деятельности частной формы собственности подавая декларацию об осуществлении хозяйственной деятельности в сфере космической деятельности лишь информирует Государственное космическое агентство Украины о намерении осуществления им соответствующего вида космической деятельности в Украине.

Государственное космическое агентство Украины в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанной декларации должно ее зарегистрировать и разместить на собственном веб-сайте. Таким образом, информация о субъектов космической деятельности частной формы собственности, а также видов их хозяйственной деятельности будет размещена на официальном веб-сайте указанного государственного органа в свободном доступе.

- исключить положение о выдаче государственным органом разрешений субъектам космической деятельности на проведение переговоров с иностранными субъектами хозяйственной деятельности по вопросам исследования и использования космического пространства, производства и эксплуатации космической техники, осуществления экспорта, импорта и реэкспорта космической техники и космических технологий, их временного вывоза за пределы Украины или временного ввоза на ее территорию, транзита территорией Украины.

Вместо этого, предлагается предусмотреть регистрацию сообщений субъектам космической деятельности на проведение вышеуказанных операций, которую будет осуществлять Государственное космическое агентство Украины в порядке, установленном статьей 111 Закона Украины "О космической деятельности";

- дополнить новыми положениями, которыми предусмотреть, что объекты космической деятельности, которые производятся в Украине и предназначены для эксплуатации на ее территории, подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям эксплуатационной пригодности, а произведенные по международным заказам в Украине объекты космической деятельности, в том числе их агрегаты и составные части, подлежат сертификации на соответствие требованиям эксплуатационной пригодности по желанию субъектов космической деятельности частной формы собственности;

4. внести изменения в части первой статьи 7 Закона Украины "О страховании", которым предполагается исключить некоторые виды обязательного страхования.

Обязательными видами страхования должны быть исключительно те виды, которые в полной мере осуществляют защиту интересов Государства и они остаются в части первой статьи 7 Закона Украины "О страховании", а другие должны быть добровольными.

Кроме того, на сегодняшний день, Правительством не утвержден перечень объектов космической деятельности (наземная инфраструктура), который подлежит обязательному страхованию, согласно пункта 22 части первой статьи 7 указанного Закона. Таким образом, нормативную основу для фактической реализации данного вида обязательного страхования отсутствует.

Вместе с тем, нецелесообразно обязывать собственника имущества осуществлять его страхование в обязательном порядке. Такое страхование должно быть исключительно добровольным. Что касается государственных космических объектов, то государство имеет в своем постоянном распоряжении бюджетные средства и может благодаря этим средствам покрывать свои риски и долговые обязательства.

5. внести изменения в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности", а именно:

- определение термина "декларация соответствия материально-технической базы требованиям законодательства" изложить в новой редакции;

- установить, что субъект хозяйствования должен сообщать в разрешительный орган об изменении информации, которая была указана в представленной декларации, в порядке и по форме, установленной Кабинетом Министров Украины в течение семи рабочих дней со дня наступления таких изменений.

Напомним, ранее сообщалось, что частным компаниям в Украине могут разрешить вести космическую деятельность, в частности и запускать ракеты в космос.

13 сентября народные депутаты приняли в первом чтении за основу проект закона о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно государственного регулирования космической деятельности.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme