Украинская PISA: Что на самом деле творится со средним образованием

В 2018 году Украина впервые приняла участие в исследовании PISA, которое оценило уровень грамотности 15-летних школьников. И результаты не вдохновляют

Украинская PISA: Что на самом деле твори…
Фото: Shutterstock

Редакция Depo.ua проанализировала официальные отчеты исследования и выбрала самые интересные тезисы, которые характеризуют украинское среднее образование.

Если коротко, то результаты следующие:

Мы отстаем по средним показателям от стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) во всех трех отраслях. Разница успеваемости (учитывается средний балл) по чтению составляет 23 балла, математике – 39, естественно-научным дисциплинам – 22. Для более четкого понимания ситуации, 30 баллов соответствует году обучения в учреждениях среднего образования.

Есть огромное неравенство между успехами детей, проживающих в крупных городах (средний балл составляет 499,4) и учащихся из сел и хуторов (средний балл - 420,6). Это разница более чем в 2,5 года обучения.

Наиболее проблемная отрасль из проверенных PISA - математика. Из-за этого МОН уже объявило будущий 2020 год годом науки с соответствующими мерами для повышения математической грамотности населения.

Много 15-летних учащихся продемонстрировали читательскую, математическую и прородничо-научную грамотность на уровне ниже базового, а вот процент студентов с высоким уровнем - совсем незначительный.

Что такое PISA?

PISA (Program for International Student Assessment - в перев. "Программа международного оценивания учащихся" ) – международное исследование, которое изучает уровень овладения читательской, математической и естественно-научной компетенциями 15-летними подростками в 80 странах мира.

То есть, это исследование - не о том, насколько хорошо подросток "вызубрил" информацию из школьных учебников, а проверка на способность аналитически мыслить и применять полученные знания в жизни. Фактически же тестирование надавило на больное место украинского школьного образования, которое в основном требует заучивания информации, но не ее анализа.

"PISA не оценивает, могут ли ученики повторить то, что они изучили. Важно, могут ли они творчески мыслить, применять свои знания, решая сложные проблемы. Например, если речь идет о математике, ученику предлагают решать задачи в реальном контексте: вот проблема, у которой есть математический ответ, попробуйте его найти", - приводит слова творца PISA Андреаса Шляйхера сайт проекта в Украине.

Что по отчету?

Результаты украинских учеников / студентов ниже средних по странам ОЭСР во всех трех отраслях (среднее значение для стран ОЭСР по чтению составляет 488,89 балла, математике — 492,03 и естественно-научным дисциплинам — 490,78). Разница успеваемости учащихся / студентов в Украине в сравнении со средними значениями по странам ОЭСР по чтению составляет 23 балла, математике — 39, а по естественно-научным дисциплинам – 22. Эта разница близка к эквиваленту в один год обучения.

К тому же, показатели Украины в сравнении с показателями таких референтных стран, как Эстония, Польша, Венгрия и Беларусь, ниже по чтению, математике и естественно-научным дисциплинам, которые для этих стран являются близкими к средним значениям по странам ОЭСР

На рисунке. 2.5 представлено распределение украинских учеников / студентов по уровням сформированности предметной грамотности. Только 74,1 % украинских 15-летних подростков достигли базового уровня сформированности читательской грамотности, 64,0 % — математической и 73,6 % — естественно-научной.

В Украине достаточно значительный процент учеников / студентов, уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности которых ниже базового, и совсем незначительный процент тех учеников / студентов, которые достигли высокого уровня грамотности по крайней мере с одной из отраслей PISA.

46,4 % 15-летних подростков в Украине достигают Уровня 3 и выше в овладении читательской грамотностью, 37,9 % — математической и 43,6 % — естественно-научной. Уровень 3 — это наиболее типичный уровень грамотности среди 15-летних учащихся / студентов по странам ОЭСР. В Украине доля учащихся / студентов с показателями успешности Уровня 3 и выше — меньше, чем в среднем по странам ОЭСР, но разница не превышает в среднем 10% по всем отраслям PISA.

"В целом уровень сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности является важным атрибутом будущих граждан и работников. Вполне очевидно, что на нынешнем этапе перед Украиной стоит сложная, но достижимая задача — увеличить долю учащихся / студентов с высшими уровнями сформированности грамотности", - отмечают в Национальном отчете.

Читательская грамотность некоторых учащихся / студентов ниже даже Уровня 1a, некоторые из них находятся на Уровне 1b15.

15-летние подростки, читательская грамотность которых находится на этом уровне, могут справиться лишь с самыми простыми заданиями на понимание текстов, включенных в тесты PISA, например с задачами на нахождение одного фрагмента четко указанной информации, например, из названия простого, известного текста или из простого списка 16. Доля учащихся / студентов, которые достигли минимального уровня читательской грамотности на Уровне 1b, в Украине составляет 7,2 % .

Инфографика PISA.

В Украине у учеников / студентов, которые учатся в больших городах в лицеях, гимназиях и специализированных школах, существенно выше, чем у других их сверстников, результаты сформированности читательской, математической и естественно-научной грамотности. Максимальная разница составляет более 2-х лет обучения.

Также одним из ключевых выводов PISA в отношении Украины является очень высокий показатель неравенства между учениками с разным социально-экономическим статусом. Дети из более богатых и более образованных семей имеют вдвое-втрое выше шансы достичь высоких учебных результатов. Первые обычно живут в больших городах и обучаются в лицеях, гимназиях и специализированных школах, а вторые живут в небольших городах и селах и учатся в обычных школах и профтехах.


Финансирование

 

В 2015 году расходы на государственное образование в Украине составили более 13 % от общих государственных расходов, это равняется 5,4 % ВВП. В Украине 70 % руководителей учреждений образования считают, что в их заведениях недостаточное количество цифровой техники и программного обеспечения для обучения, в то же время 80 % отмечают, что учителя / преподаватели имеют необходимые навыки для работы с цифровой техникой.

83 % украинских учителей / преподавателей имеют дипломы о получении высшего специального педагогического образования, а 74 % имеют степень магистра или специалиста. В Украине среднестатистический 15-летний ученик / студент учится в учреждении образования, где на каждого учителя / преподавателя в среднем приходится 12 учеников / студентов, что соответствует среднему значению по странам ОЭСР.

По мнению руководителей 75 % учреждений образования, больше всего мешает образовательному процессу в их заведениях нехватка или ненадлежащее качество средств учебного назначения (учебников, компьютерного оборудования, материалов для библиотеки или лабораторий). Прямой зависимости между уровнем успеваемости учащихся / студентов и ресурсным обеспечением учреждений образования (финансовым, материальным, техническим, кадровым) в Украине не наблюдается. Однако все же по сравнению со средними показателями по странам ОЭСР украинские учреждения образования хуже обеспечены ресурсами, а украинские учителя / преподаватели имеют низкой уровень начальной заработной платы.

Об эффективности использования денег на образование и результатах PISA в целом высказался украинский ученый Семен Елисевский.

"Если посмотреть на результаты ВНО, которое сдается на пару лет позже, то показатели по математике очень подозрительно падают куда-то в плинтус. Это несоответствие говорит либо о том, что PISA и наше ЗНО слишком разные по структуре и сложности вопросов, либо о том, что выборка для PISA была специально подшаманена так, чтобы не включать наиболее позорную часть школьников-тупиц. Я больше доверяю ВНО, потому что его сдают все, а как формировалась выборка для PISA не очень понятно. Основная опасность таких оценок в том, что можно ошибочно посчитать, что уровень школьного образования у нас в целом нормальный и ничего менять не надо", - пишет Елисевский.

Он также рассказывает, почему, по его мнению, не стоит верить в то, что деньги на украинское образование расходуются эффективно:

"И еще раз по поводу PISA. Вот этот график показывает эффективность вложения денег в школьное образование. Выше линии - эффективно, ниже - неэффективно. В Украине, вроде бы, эффективно - мы выше линии. У нас хреновые результаты, но и денег мы тратим *очень* мало и вроде как при этом достаточно эффективно.

Нет, нифига подобного! Проблема этого графика в том, что это только официальные расходы на образование, бюджет, говоря по-простому.

А у нас, как всем известно, огромные средства тратятся во-первых на репетиторов, а во-вторых на поборы, взятки, подарки и "благотворительные взносы" в школах.

Общая сумма этих неучтенных расходов здесь, по разным оценкам, сравнима с бюджетным финансированием школьного образования. То есть расходы надо умножить на два и точка для Украины уедет далеко вправо и пойдет с "эффективной" зоны.

Мы *реально* тратим на одного школьника где-то на уровне развитых стран, а отдачу получаем на уровне стран-аутсайдеров. Эффективность у нас хреновая, как и результаты", - пишет Елисевский.

Что о PISA пишут в соцсетях?

Популярные вопросы

Что и как именно оценивают?

PISA в пределах каждого своего трехлетнего цикла оценивает грамотность (literacy) учащихся / студентов в чтении, математике и естественно-научных дисциплинах.

Читательская грамотность — это способность ученика воспринимать, анализировать, использовать и оценивать письменный текст для достижения определенных целей, расширять свои знания и читательский потенциал, а также усиливать свою готовность принимать активное участие в жизни общества.

Математическая грамотность ученика определяется как его способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Это включает математические рассуждения и применения математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и прогнозирования явлений. Грамотность в области математики помогает понять роль математики в мире, делать аргументированные выводы и принимать решения, необходимые людям как творческим, активным и сознательным гражданам.

Естественно-научная грамотность определяется как способность учащегося / студента как сознательного гражданина изучать и решать вопросы, связанные с наукой и научными идеями. Научно грамотная личность готова аргументированно рассуждать о науке и технологии, что требует от нее таких качеств: объяснять различные явления с научной позиции, оценивать и разрабатывать научные исследования, а также интерпретировать данные и доказательства с научной позиции.

Успешность ученика / студента в каждой из этих трех отраслей можно толковать с точки зрения уровней сформированности его грамотности по шкале PISA, где Уровень 6 — самый высокий, а Уровень 1 (и ниже) — самый низкий. Уровень 2 — особый, поскольку он сравним с базовым уровнем сформированности той или иной грамотности. На этом уровне ученики / студенты начинают демонстрировать умения, дающие им возможность принимать более эффективное и производительное участие в жизни общества, в частности в дальнейшем уже в роли студентов, работников и граждан.

Зачем PISA, если есть ВНО?

ВНО — это инструмент оценивания выпускников для поступления в вузы. Он демонстрирует уровень знания школьной программы и не предназначен для измерения качества образования.

Качественное образование предполагает не только владение знаниями, но и компетентностями. Это также можно и нужно измерять. Компетентности учащихся на основе согласованных на международном уровне показателей уже почти 20 лет тестирует и Программа международного оценивания учащихся (PISA). В 2018 году к ней присоединилась и Украина. Некоторые страны, в частности Германия, США и Франция, имеют отечественные исследования, которыми не заменяют, а дополняют PISA для оценки качества образования.

 

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme