Торги за секвестр и "Приват": Как парламент раскололся из-за урезания бюджета и Коломойского

Стадион, внутренний дворик парламента, голосование в режиме онлайн... Новости про эти и другие не менее фантастические форматы проведения карантинного заседание ВР вбрасываются в информационное пространство, чтобы прикрыть неспособность прежде всего "слуг" договориться

Политический обозреватель
Торги за секвестр и "Приват": Как парлам…

Сначала внеочередное заседание парламента планировалось на четверг. Не успели. Затем на завтрашнюю субботу. Опять не успевают. Сейчас говорят о воскресенье, или, что вероятнее, собрании на следующей неделе. Депутаты никак не могут найти общее мнение сразу по нескольким вопросам, что отдаляет день внеочередного заседания. Первый вопрос - принятие закона об усовершенствовании банковской деятельности, который уже назван "антиколомойским". Этот закон нужен Украине для получения кредита от МВФ, без которого, со значительной вероятностью, нас ждет технический дефолт. Как писал Depo.ua, указанный документ достаточно неоднозначный. С одной стороны он воспрепятствует возвращению "Приватбанка" Игорю Коломойскому, но с другой – в нем содержатся нормы, которые усиливают роль государства в банковском секторе. Чтобы заблокировать принятие "антиколомойского" закона различными процедурными ловушками, депутаты из группы влияния олигарха – Александр Дубинский, Ольга Василевская-Смаглюк, Игорь Палица и Олег Дунда - зарегистрировали четыре альтернативных законопроекта.

Банковой и правительству принятие этого закона нужно как глоток воздуха, однако в монобольшинстве голосов за него нет, группы-сателлиты "За будущее" и "Доверие" торгуются, позиция "Батькивщины" относительно закона, по информации источников из ВР, - скорее нет, чем да, "ОПЗЖ" - нет, "Евросолидарность" и "Голос" здесь союзники ОП, однако не союзники в других вопросах. Речь идет о проекте секвестра бюджета. К слову, этот документ возмутил представителей всех фракций, и именно из-за него договоренность о дате проведения внеочередного заседания окончательно зашла в тупик.

Напомним: правительство намерено существенно урезать субсидии и субвенции, создав вместо этого Стабилизационный фонд с бюджетом около 200 млрд грн. Логика чиновников понятна: пока эпидемия коронавируса в нашей стране только набирает обороты, нужны средства, которые можно перенаправить на борьбу с недугом. Эти средства хотят аккумулировать в Стабфонде. Однако оказалось, что "под нож" пошли субсидии, средства Фонда энергоэффективности, Государственного фонда регионального развития, субвенции местным бюджетам, расходы на сферу культуры, образования. И оппозиция, и большинство "слуг" восприняли предложенный секвестр в штыки и голосовать за него отказываются.

Бюджетный комитет раскритиковал полученные от правительства цифры и принялся утрясать с ним предложенные показатели. Как долго это продлится, сказать сложно, ведь найти золотую середину, когда речь идет об урезании расходов, почти нереально. По данным СМИ, в ситуацию вмешался президент, однако его уговоры повлияли не на всех депутатов монобольшинства. Против мажоритарщики, ведь Кабмин посягнул на местные бюджеты, на Фонд регионального развития и Фонд социально-экономического развития. Проще говоря, мажоритарщикам не будет о чем отчитываться перед своими избирателями. Другая угроза для власти – если у регионов заберут деньги, можно спрогнозировать, что для "Слуги народа" местные выборы закончатся полным фиаско. Поэтому, говорят, в высоких кабинетах обсуждают отсрочку этих выборов на основании незавершенности децентрализации, в частности, торможения административно-территориальной реформы и отсутствия изменений к Конституции относительно децентрализации. О том, что перенос местных выборов возможен, свидетельствует и отсутствие в бюджете денег на них. Что было воспринято народными депутатами из оппозиционных фракций крайне негативно.

Фактически, проект секвестра бюджета расколол парламент: одним не нравится, что почти не порезали бюджеты силовых структур, другие считают это правильным, ведь вирус вирусом, а война на Донбассе не прекращается; одни требуют от правительства договариваться с внешними кредиторами, чтобы те согласились отсрочить нам нынешние выплаты, другие же усматривают в таких призывах подталкивание страны к дефолту. Раздражает депутатов и увеличение дефицита бюджета а также его покрытия за счет преимущественно эмиссии, что повлечет за собой инфляцию, рост цен и тому подобные неприятности для рядовых граждан. На фоне этих крупных и мелких расколов растет градус популизма – все политики стремятся представить себя защитниками народа от чиновников-"злодеев".

Доторгуються ли президент, Кабмин и депутаты до согласованной повестки дня внеочередного заседания? На котором, напомним, хотят видеть окончательное голосование за закон об обороте земли (это также требование МВФ, однако сейчас уже не ключевое), изменения в регламент, которые дадут возможность депутатам голосовать в режиме онлайн (поддержка этой инициативы становится все призрачнее, ведь оппозиционеры используют ее для обвинений в адрес "слуг" в боязни голосовать в сессионном зале, выставляя таким образом монобольшевиков в слабом и даже смешном образе), кадровые вопросы - в правительстве до сих пор не назначены все министры. Обсуждались и другие вопросы. Однако, если договорятся о голосовании хотя бы по секвестру и банковскому закону, это уже будет победа. При этом место и форма одежды нардепов будут иметь второстепенное или даже третьестепенное значение.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme