Гончарук и немцы: Как "Укрзализныця" будет спасать Deutsche Bahn от долга в размере 20 млрд евро
В Давосе министр инфраструктуры Владислав Криклий и руководитель департамента международных связей Deutsche Bahn AG Йенс Грефер подписали меморандум о сотрудничестве по развитию АО "Укрзализныця". Новость не на шутку напугала многих. Мол, мы сливаем немцам стратегическое предприятие
- Весь мир
-
23 января 2020 15:30
Еще до официального объявления в некоторых телеграмм-каналах появилась информация, якобы, немцам полностью передают контроль над предприятием, взамен Кабмин лишь будет утверждать решения зарубежной компании.
Глава транспортного комитета парламента Александр Скичко сообщил, что соглашение не предусматривает концессии и приватизации. Однако подчеркнул, что "речь идет о привлечении немецких экспертов, опыта, управленческих и технологических решений".
Панику усилил и премьер-министр Алексей Гончарук во время своего выступления в Давосе.
"Да, мы хотим отдать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Это эко-системное решение, которое должно продемонстрировать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям, к миру, к новым стандартам. Конечно, о деталях еще необходимо договариваться, официальные документы еще должны быть подписаны. Но политическое решение по факту принято, и это уже огромный шаг", – отметил премьер.
По его словам, новый партнер Украины – "это немецкий порядок, немецкие инвестиции, немецкий уровень стандартов и сервиса". А сотрудничество поможет снизить уровень коррупции, увеличить инвестиции и количество рабочих мест. Детали же пообещал рассказать после подписания соглашения в первых числах февраля.
Сам меморандум при этом о немецком управлении ничего не говорит. Но предусматривает, что "стороны будут изучать возможности создания стратегического партнерства для обмена опытом, практиками, мнениями, обсуждения возможных решений по повышению эффективности". А также оценят "возможности сотрудничества с целью имплементации европейского опыта" и "будут способствовать взаимной проработке предложения по развитию железнодорожной сети и подвижного состава с учетом современных стандартов". То есть, на данный момент наблюдаем такую себе декларацию о намерениях.
Намерение управлять украинским предприятием уже опровергли и в самой Deutsche Bahn.
"Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering & Consulting, которая входит в Deutsche Bahn и занимается проектами в области инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать "Укрзализныцю" по предпринимательским и техническим вопросам", – сообщила сотрудница пресс-службы компании Керстин Экштайн.
Depo.ua разбирался, в чем может заключаться немецко-украинское сотрудничество на железной дороге.
Действительно ли немцы настолько успешны
Итак, по словам Гончарука, альянс – продолжение Плана реконструкции УЗ, который Владимир Зеленский анонсировал осенью. Суть предстоящей реформы, по словам главы предприятия Евгения Кравцова, заключалась в разделении компании на трех операторов – инфраструктурного, грузового и пассажирского. Отдельно же должен работать производственный блок. Также в декабре прошлого года "Укрзализныця" анонсировала запуск пилотного проекта частной тяги.
То есть, весьма логично, что главная миссия Deutsche Bahn в Украине – помочь успешно внедрить нововведения.
Отметим, что Deutsche Bahn – государственный перевозчик Германии, который на протяжении нескольких десятилетий осуществил на железной дороге страны ряд реформ. В частности, открыл свободный доступ к железнодорожной инфраструктуре страны всем операторам, перевел пригородные перевозки под управление местной власти, обеспечив локальные органы управления субсидиями. В результате чего объем грузовых и пассажирских перевозок существенно увеличились. Нарастить объемы помогало, в частности, и законодательство страны. Ведь с 1934 года действовал закон, который запрещал автобусные перевозки свыше 50 км.
Единый центральный орган в Германии реорганизовали в ряд предприятий, каждое из которых занималось собственным направлением – техническим обслуживанием, безопасностью, логистикой, состоянием железнодорожных станций. Разных операторов создали и для различных видов перевозок.
Впрочем, "золотой век" для немецкой железной дороги наступил весьма условно. На данный момент сама компания имеет долг в размере 20 млрд евро, а, по данным Федеральной счетной палаты, в грузовых перевозках доля железнодорожных даже меньше, чем 30 лет назад, то есть, до начала реформирования.
"Deutsche Bahn должен продолжить борьбу, чтобы сохранить позицию на рынке железнодорожных услуг Германии. Действительно, в перевозках на большие расстояния практически нет конкуренции, и у Deutsche Bahn была возможность увеличить количество пассажиров в данном сегменте. При этом объемы городских пассажироперевозок и грузовых перевозок по городу постоянно снижаются по причине интенсивной конкуренции с другими компаниями", – говорится в специальном отчете организации.
При этом государственных железнодорожников упрекают в увеличении международного присутствия, что, по мнению Федеральной счетной палаты, содержит неоправданные риски для госдарства. В частности, заработок компании на иностранных рынках составляет до 43% от общей прибыли. К примеру, дочерняя компания Arriva организует железнодорожные, автобусные, трамвайные и водные перевозки в 14 странах Европы. Центральный офис другой "дочки" немецкого гиганта Schenker AG находится в Вене и заведует транспортной логистикой.
"Текущая корпоративная структура Deutsche Bahn под вопросом. И в данной ситуации необходимо дать ответ на социо-политический вопрос, какая цель – получение прибыли или обеспечение интересов населения – должна быть на первом месте у Deutsche Bahn", – пишут в счетной палате страны.
Что объединит Deutsche Bahn и "Укрзализныцю"
Учитывая то, что Евгений Кравцов уже объявил о своей отставке в контексте сотрудничества с зарубежным государственным гигантом, вполне возможно, что Украина на указанный премьером длительный период передаст немцам управленческие функции. То есть, речь может идти о стандартном наеме иностранных специалистов. А уже обещанные "порядок" и "инвестиции" будут скорее желательным, хотя и далеко не обязательным следствием зарубежного менеджмента.
Существует вариант, что вместо обычной схемы "консалтинг за деньги" стороны могут договориться о "консалтинге за проценты" или же, например, услугах со скидкой за выход на украинский рынок немецких перевозчиков (что с запуском частной тяги становится вполне возможным).
Впрочем, в большинстве этих вариантов, сумасшедшим успехом для Украины договоренности с зарубежной компанией не назовешь. В том числе и потому, что последние результаты немцев в своей стране весьма спорны.
При этом стоит отметить, что непосредственно DB Engineering & Consulting имеет немало реализованных проектов в различных странах. В частности, на сайте компании хвастаются, что помогли реконструировать центральный железнодорожный вокзал в Риге и запуском линии метро в Дохе. А также презентуют собственные услуги по проджект-менеджменту, тестированию железнодорожных систем, информационному моделированию и др.
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 19:41Григорий Козловский и ФК "Рух" устроили праздник для детей погибших защитников ФОТО
- 16:31Виталий Кличко примет участие в Саммите мэров европейских городов в Париже
- 16:28 Оккупанты сбросили КАБ возле Харькова: Пострадали четверо детей
- 14:36 Нардепу от "слуг" вручили подозрение в незаконном обогащении на 11 млн. грн.
- 13:46СМИ обвинили нардепа Заблоцкого в лоббировании поправки к растаможке авто: "В Украину поедет автомобильный хлам"
- 13:06IT-специалист Евгений Шевцов: Департамент киберполиции играет важную роль в борьбе с российскими хакерами PR
- 13:01СБУ схватила организатора "референдума" за присоединение оккупированной части Харьковщины к рф ФОТО
- 12:34 В Харькове дали пожизненное российскому командиру, который расстреливал гражданских ФОТО
- 12:30Ударом по "Новой почте" в Одессе рашисты уничтожили посылок на 3 миллиона грн
- 11:47Транспортный коллапс в Чернигове: И.о. мэра требует от Совета обороны области немедленно восстановить движение транспорта
- 10:26В единстве - наша сила: в Киеве пройдет крупнейший музыкально-культурный фестиваль этого лета V`YAVA Единение
- 08:48На Харьковщине в результате обстрелов погибли 4 человека, ранены – еще 15
- 08:33На Харьковщине – масштабный лесной пожар в результате обстрела ФОТО
- 08:30Сводка генштаба: 121 столкновение с российскими войсками и 63 авиаудара врага
- 19:41Кличко: Президент отвечает за оборону государства и должен выполнять свои функции до окончания войны
- 18:04Александр Свищев: Наша цель – развивать молодежь в такое тяжелое для Украины время
- 16:01СБУ показала полицейских-коллаборантов из Харьковской области ФОТО
- 15:55 Украина начала получать оружие с разрешением бить по россии, — МИД Латвии
- 15:07Авто оказалось "криминальным": Эксперты Киевского НИЭКЦ МВД спасли покупателя от незаконной сделки