Гончарук и немцы: Как "Укрзализныця" будет спасать Deutsche Bahn от долга в размере 20 млрд евро

В Давосе министр инфраструктуры Владислав Криклий и руководитель департамента международных связей Deutsche Bahn AG Йенс Грефер подписали меморандум о сотрудничестве по развитию АО "Укрзализныця". Новость не на шутку напугала многих. Мол, мы сливаем немцам стратегическое предприятие

Журналист отдела "Жизнь"
Гончарук и немцы: Как "Укрзализныця" буд…
Facebook/Укрзалізниця

Еще до официального объявления в некоторых телеграмм-каналах появилась информация, якобы, немцам полностью передают контроль над предприятием, взамен Кабмин лишь будет утверждать решения зарубежной компании.

Глава транспортного комитета парламента Александр Скичко сообщил, что соглашение не предусматривает концессии и приватизации. Однако подчеркнул, что "речь идет о привлечении немецких экспертов, опыта, управленческих и технологических решений".

Панику усилил и премьер-министр Алексей Гончарук во время своего выступления в Давосе.

"Да, мы хотим отдать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Это эко-системное решение, которое должно продемонстрировать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям, к миру, к новым стандартам. Конечно, о деталях еще необходимо договариваться, официальные документы еще должны быть подписаны. Но политическое решение по факту принято, и это уже огромный шаг", – отметил премьер.

По его словам, новый партнер Украины – "это немецкий порядок, немецкие инвестиции, немецкий уровень стандартов и сервиса". А сотрудничество поможет снизить уровень коррупции, увеличить инвестиции и количество рабочих мест. Детали же пообещал рассказать после подписания соглашения в первых числах февраля.

Сам меморандум при этом о немецком управлении ничего не говорит. Но предусматривает, что "стороны будут изучать возможности создания стратегического партнерства для обмена опытом, практиками, мнениями, обсуждения возможных решений по повышению эффективности". А также оценят "возможности сотрудничества с целью имплементации европейского опыта" и "будут способствовать взаимной проработке предложения по развитию железнодорожной сети и подвижного состава с учетом современных стандартов". То есть, на данный момент наблюдаем такую себе декларацию о намерениях.

Намерение управлять украинским предприятием уже опровергли и в самой Deutsche Bahn.

"Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering & Consulting, которая входит в Deutsche Bahn и занимается проектами в области инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать "Укрзализныцю" по предпринимательским и техническим вопросам", – сообщила сотрудница пресс-службы компании Керстин Экштайн.

Depo.ua разбирался, в чем может заключаться немецко-украинское сотрудничество на железной дороге.

Действительно ли немцы настолько успешны

Итак, по словам Гончарука, альянс – продолжение Плана реконструкции УЗ, который Владимир Зеленский анонсировал осенью. Суть предстоящей реформы, по словам главы предприятия Евгения Кравцова, заключалась в разделении компании на трех операторов – инфраструктурного, грузового и пассажирского. Отдельно же должен работать производственный блок. Также в декабре прошлого года "Укрзализныця" анонсировала запуск пилотного проекта частной тяги.

То есть, весьма логично, что главная миссия Deutsche Bahn в Украине – помочь успешно внедрить нововведения.

Отметим, что Deutsche Bahn – государственный перевозчик Германии, который на протяжении нескольких десятилетий осуществил на железной дороге страны ряд реформ. В частности, открыл свободный доступ к железнодорожной инфраструктуре страны всем операторам, перевел пригородные перевозки под управление местной власти, обеспечив локальные органы управления субсидиями. В результате чего объем грузовых и пассажирских перевозок существенно увеличились. Нарастить объемы помогало, в частности, и законодательство страны. Ведь с 1934 года действовал закон, который запрещал автобусные перевозки свыше 50 км.

Единый центральный орган в Германии реорганизовали в ряд предприятий, каждое из которых занималось собственным направлением – техническим обслуживанием, безопасностью, логистикой, состоянием железнодорожных станций. Разных операторов создали и для различных видов перевозок.

Впрочем, "золотой век" для немецкой железной дороги наступил весьма условно. На данный момент сама компания имеет долг в размере 20 млрд евро, а, по данным Федеральной счетной палаты, в грузовых перевозках доля железнодорожных даже меньше, чем 30 лет назад, то есть, до начала реформирования.

"Deutsche Bahn должен продолжить борьбу, чтобы сохранить позицию на рынке железнодорожных услуг Германии. Действительно, в перевозках на большие расстояния практически нет конкуренции, и у Deutsche Bahn была возможность увеличить количество пассажиров в данном сегменте. При этом объемы  городских пассажироперевозок и грузовых перевозок по городу постоянно снижаются по причине интенсивной конкуренции с другими компаниями", – говорится в специальном отчете организации.

При этом государственных железнодорожников упрекают в увеличении международного присутствия, что, по мнению Федеральной счетной палаты, содержит неоправданные риски для госдарства. В частности, заработок компании на иностранных рынках составляет до 43% от общей прибыли. К примеру, дочерняя компания Arriva организует железнодорожные, автобусные, трамвайные и водные перевозки в 14 странах Европы. Центральный офис другой "дочки" немецкого гиганта Schenker AG находится в Вене и заведует транспортной логистикой.

"Текущая корпоративная структура Deutsche Bahn под вопросом. И в данной ситуации необходимо дать ответ на социо-политический вопрос, какая цель – получение прибыли или обеспечение интересов населения – должна быть на первом месте у Deutsche Bahn", – пишут в счетной палате страны.

Что объединит Deutsche Bahn и "Укрзализныцю"

Учитывая то, что Евгений Кравцов уже объявил о своей отставке в контексте сотрудничества с зарубежным государственным гигантом, вполне возможно, что Украина на указанный премьером длительный период передаст немцам управленческие функции. То есть, речь может идти о стандартном наеме иностранных специалистов. А уже обещанные "порядок" и "инвестиции" будут скорее желательным, хотя и далеко не обязательным следствием зарубежного менеджмента.

Существует вариант, что вместо обычной схемы "консалтинг за деньги" стороны могут договориться о "консалтинге за проценты" или же, например, услугах со скидкой за выход на украинский рынок немецких перевозчиков (что с запуском частной тяги становится вполне возможным).

Впрочем, в большинстве этих вариантов, сумасшедшим успехом для Украины договоренности с зарубежной компанией не назовешь. В том числе и потому, что последние результаты немцев в своей стране весьма спорны.

При этом стоит отметить, что непосредственно DB Engineering & Consulting имеет немало реализованных проектов в различных странах. В частности, на сайте компании хвастаются, что помогли реконструировать центральный железнодорожный вокзал в Риге и запуском линии метро в Дохе. А также презентуют собственные услуги по проджект-менеджменту, тестированию железнодорожных систем, информационному моделированию и др.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme