Рождество 25 декабря. Как отреагируют украинцы, и что нужно делать Епифанию и Порошенко

После создания поместной церкви одним из главных вопросов, который интересует украинское общество, по крайней мере, христианскую его часть, станет гипотетический переход церкви на современный календарь

Володимир Миленко
Журналист Depo.ua
Рождество 25 декабря. Как отреагируют ук…

То есть, в первую очередь, празднование Рождества не 7 января, а 25 декабря. Как отреагируют люди на этот шаг, и что надо делать руководству Украины, как духовному, так и светскому?

Для начала давайте разделим всех тех, кто причисляет себя к христианской общественности Украины, на две части. Первая – это те люди, которые избрали для себя тот или иной патриархат (говорим еще о "доисторических", дотомосных временах). Для упрощения возьмем два крупнейших массива – УПЦ МП и УПЦ КП. На что пошли люди, которые решили избрать судьбу прихожанина Украинской православной церкви Киевского патриархата? Они более-менее сознательно вывели себя за пределы канонического мирового православия, выбрали путь изгоев, отступников. Для людей, которые сознательно причисляют или в "Фейсбуках" называют себя атеистами, непросто понять всю глубину этого непростого решения – но, поверьте на слово, это было действительно серьезное испытание.

Теперь же, когда ПЦУ является канонически признанной церковью, которая входит в Диптих Вселенского патриархата (считайте это православным аналогом ООН), изменить дату празднования Рождества с 7 января на 25 декабря – это несравненно меньшая жертва. Если вообще жертва. Дело в том, что Рождеству в православном христианстве предшествует Рождественский, он же Филипповский пост. А пост – это определенные ограничения, в том числе в еде, веселье и др. Так вот – лично я знаю людей, которые не празднуют Новый год именно потому, что он приходится на период поста. С церковной точки зрения это логично, с общечеловеческой – нет. А теперь переносим Рождество в светском календаре на 25 декабря. (В церковном оно там всегда находилось.) И что имеем? Новый год уже не в рамках Филипповского поста! К тому же, этот нюанс – Рождество после Нового года – появился совсем недавно, в ХХ уже веке. В масштабах христианства или даже православия, как отдельной его ветви, эти несколько десятков лет – пустяк. Так кто же из вменяемых людей будет цепляться за эту мелочь? И ради чего? Потому что "деды праздновали"? А деды дедов, между прочим, праздновали по-нормальному. Так на чьих же старичках останавливаться?

Но это, повторюсь, речь о людях, которые выбирали себе церковь более-менее сознательно. Есть же большое количество людей, которые ходят в те или иные церкви, руководствуясь более простой, примитивной и практичной логикой. Пример из собственной жизни. Мы с женой сознательно крестили своего первенца в церкви, которая принадлежала Киевскому патриархату. И каково же было наше удивление, когда мы, приехав на какой-то церковный праздник своего храма, увидели там уйму народа! Нет, конечно, часть этих людей пришла-приехала, как и мы, вполне сознательно – таких людей можно было бы идентифицировать хотя бы по тому, что они были одеты в вышиванки. "Но что здесь делает подавляющее большинство?" - задумались мы.

Все оказалось очень просто. Представьте себе запорожский аналог Троещины или Салтовки. Огромный такой спальный район, по сути отдельный город. И на этот "отдельный город", как я обнаружил – только один наш, отныне ПЦУшный храм святого Николая. Нет, еще есть несколько церквей, в том числе и "УПЦ МП", но они, во-первых, находятся где-то на окраине, то есть их еще искать надо, а то и вообще в подвале общежития (это к тому, какое количество людей такая церковь вместит). А здесь – огромный храм, в центре района, возле рынка, где постоянно много людей, где куча маршрутов общественного транспорта. То есть - у всех на глазах.

Вот и ходили люди к "неканоническим раскольникам". И не останавливали их ни непризнанность этой церкви мировым православием (если они, эти любители посвятить куличи и водку, вообще знают о таком понятии), ни соответствующие заявления руководства РПЦ. Даже больше! Помню, как ехал из больницы, где лежала жена с маленьким сыном, за священником. Ехал на такси. Разговорились с таксистом о цели моей поездки, так он и говорит – а вот здесь, мол (мы как раз общежитие проезжали, упомянутое в предыдущем абзаце), тоже есть церковь, причем не какая-то там украинская, а настоящая, русская! Дальше были еще какие-то детали знакомства и общения с тамошним попом, что меня уже не очень интересовало. Но сам факт наличия здесь, в Украине, русской православной церкви я отметил. Еще и подумал – зачем оно им, есть же замечательный инструмент в виде УПЦ МП.

Ту историю с таксистом я, конечно же, забыл, а вот сейчас, во время работы над статьей, вспомнил. Полез искать информацию про эту загадочную церковь. И что оказалось! Это не та Русская православная церковь, о которой и я тогда, и вы сейчас все подумали. Не РПЦ, а та, что РосПЦ. Настоящие раскольники, которые появились на свет буквально несколько лет назад, уже в XXI веке. А уровень охвата ими прихожан можете оценить сами – вот вам линк. Это я к тому веду, что таксиста не то что не смутил раскольнический статус этой церкви, а он, вероятно, вообще о нем не знал. Русская церковь и русский, круто, солидно (для ватников, которых много в моем родном Запорожье).

Вот так "придирчиво" относятся эти лжехристиане к различным церковным нюансам. И так же отреагируют на гипотетическую смену календаря – возможно, и поворчат где-то на кухне, но, если выбора не будет, будут ходить святить еду по новому календарю и будут выпивать дома за столом 25 декабря (а затем и 7 января, за Старое новое Рождество). Процесс декоммунизации, снос памятников Ленину и переименование улиц прекрасно проиллюстрировал уровень возможного сопротивления этой аморфной массы.

Правда, есть один нюанс. Декоммунизация – это закон. Нарушение которого может обернуться соответствующими последствиями со стороны государственных органов. Изменение церковного календаря – не грозит ничем. Поэтому контрпропаганда со стороны РПЦ(В) - именно так должна называться в будущем так называемая УПЦ МП - и ее сторонников, вроде Новинского, может быть серьезной. Значит, главной задачей как ПЦУ, так и государства, является уменьшение влияния на общество РПЦ(В) и новинских, вывод их контрпропаганды в маргинесы, а уже потом – желательно, не затягивая этот процесс – и на новый календарь перейти. Заодно несколько лет в порядке эксперимента празднуя Рождество прямо два раза – и 25 декабря, и 7 января. Очень уместным в этой истории – и, очевидно, спланированным – является выходной день на "католическое Рождество". Люди будут привыкать к выходному 25-го – а там и к тому, что выходной не на пустом месте, а с большим праздником связан, привыкнут.

И еще один нюанс. Я не зря упомянул в предыдущем абзаце католиков. Так уж сложилось, что Рождество 25 декабря называют в Украине "католическим", или – это в основном на Галичине – "польским". Максимум, на который можно надеяться, это знание о григорианском календаре. И в этом кроется одна из главных ловушек, в которую попал даже митрополит Епифаний. Вот он сказал в конце декабря: "Большинство поместных православных церквей празднуют Рождество по новому, григорианскому, календарю". Но это не совсем так. Единственной православной церковью – и то не поместной, а автономной в составе Константинопольского патриархата, которая пользуется григорианским календарем, является Православная Автономная Церковь Финляндии. 10 же поместных церквей с Диптихе Вселенского патриархата пользуются новоюлианским календарем. Да, он совпадает с григорианским до 2800 года, то есть для нас с вами и даже для тех наших потомков, которых мы успеем увидеть в соей жизни – навсегда. Но это два разные календари. И путать их не стоит.

В чем такая принципиальность? И в самом создании новоюлианского календаря. Дело в том, что юлианский календарь, которым сейчас пользуются 5 поместных православных церквей – Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская и Украинская – давным-давно устарел. Именно поэтому, кстати, по приказу Папы Римского Григория XIII и был создан в 16-м веке новый, значительно более точный, календарь, который назвали его именем. И по которому все мы с вами, как жители Украины, живем еще с 1918 года. Все, кроме православной церкви. Для которой перейти на "григорианку" означало признать превосходство Рима. А это – вопрос политический. И, значит, не решаемый в принципе.

И в ХХ веке в Констиантинополе поняли, что нет смысла держаться, как вошь за кожух, старого, еще языческого (юлианский - потому что он в честь Гая Юлия Цезаря, который жил еще до появления христианства как такового) календаря. Именно поэтому сербский математик и астроном Милутин Миланкович разработал новый календарь, даже более точный чем григорианский (расхождение с солнечным годом в "новоюлианке" в 1 сутки набегает за 43,5 тысячи лет, а в "григорианке" - за 3280 лет; для сравнения, в старой "юлианке" - за 128 лет). И именно на новоюлианский перешли постепенно 10 поместных православных церквей – и осовременившись, и не уступив католикам в принципиальном вопросе.

А то, что вопрос принципиальный – вы увидите в первый же день официального заявления руководства ПЦУ о переходе на новый календарь. Про- и просто российские пропагандисты тут же затянут песню о том, что "украинские раскольники легли под Ватикан, вон и их календарем пользуются". Именно поэтому можно сказать, что Епифаний допустил невольную ошибку, вспомнив "католический" григорианский, а не свой, "православный" новоюлианский календарь. Общество, прихожан нужно готовить к смене календаря, подчеркивая, что это не католический, а как раз православный календарь, которым пользуется не только церковь-мать (Вселенский патриархат), а и почти весь православный мир. То есть по сути не изменится ничего – как был православный календарь, так и будет православный календарь, только более современный и точный. Все же, нынешние православные и фильмы смотрят не на "Электроне" или "Чайке", а на современных плазмах, и мобильными пользуются, и интернет юзают. То есть живут вполне современной жизнью. Так почему церковь должна от этой современной жизни отставать?

И когда эти разъяснения, эта пропаганда ПЦУ и государства будет соответствующего масштаба – переход, точнее, возврат к Рождеству 25 декабря Украина, кроме кучки маргиналов, не очень-то и заметят.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme