Дорогая победа Зеленского: Для чего Кулеба спешит в Будапешт

В случае, если Банковой удастся найти компромисс с Будапештом, это может стать первой существенной геополитической победой Зеленского. Вопросы возникают только относительно цены этой победы – то есть об условиях компромисса, которые украинские дипломаты смогут согласовать с венгерскими коллегами

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Дорогая победа Зеленского: Для чего Куле…

Через два дня глава украинского МИД Дмитрий Кулеба отправляется в Венгрию. Не дождавшись открытия аэропортов, министру придется ехать в Будапешт на автомобиле.

Официальная программа визита достаточно невнятная – речь идет о "дальнейшем развитии инвестиционного и торгового сотрудничества Украины и Венгрии, воплощении инфраструктурных проектов и путях дальнейшей координации усилий по преодолению последствий пандемии COVID-19".

Конечно, инфраструктурные проекты Будапешта – особенно те, которые касаются Закарпатья, – это интересная тема. Но ехать ради нее в разгар эпидемии за тысячу с лишним километров Кулеба, скорее всего, не стал бы. Так с чем связана подобная спешка?

Истинная причина кроется в последнем абзаце официального пресс-релиза. В котором говорится о том, что Кулеба и его венгерский коллега "уделят внимание решению ряда проблемных вопросов украинско-венгерских отношений, и подготовке к встрече лидеров Украины и Венгрии".

Проще говоря, долгожданная личная встреча Зеленского с Орбаном, которую запланировано провести в Киеве, и которую анонсировали еще в марте, постепенно передвигая в неопределенное будущее по мере нарастания эпидемии, все таки состоится.

Ее необходимо согласовать. И заранее подготовить почву для того гипотетического компромисса, на котором могут сойтись президенты двух стран, делая попытку положить конец трехлетней дипломатической вражде между Киевом и Будапештом.

Если кто-то забыл ход всей истории, то отношения между Киевом и Будапештом уже далеко не один год были непростыми. Но новый виток противостояния произошел в 2017 году, когда наш парламент принял закон "Об образовании", в котором Верховная Рада предусмотрела, что после четвертого класса даже представителям этнических меньшинств значительная часть школьных предметов будет преподаваться на украинском языке. В ответ Венгрия осуществила много откровенно недружественных дипломатических движений, и, после недолгого колебания, полностью заблокировала сотрудничество Украины с НАТО. С того времени конфликт и продолжался с разной степенью интенсивности.

И вот в марте этого года представители команды Зеленского начали намекать, что найдены какие-то основы для возможного компромисса в данном вопросе. Но такой компромисс может быть достигнут на личной встрече двух президентов. Которую и помчится готовить Кулеба.

В случае, если Банковой удастся договориться с Будапештом и снять венгерскую блокаду на обсуждение и решение украинских проблем в НАТО, это, без сомнения, будет победой. А команда Зеленского сейчас крайне нуждается в успехах. И поскольку с экономическими или политическими викториями пока не очень хорошо, внимание главы государства, похоже, вполне предсказуемо повернулось в сторону внешнеполитических вопросов.

Правда подобный подход является достаточно опасным. Во-первых, внешнеполитические победы – даже добытые – не слишком спасают президентский рейтинг. А во-вторых, недостаточный профессиональный уровень внешнеполитических советников действующей команды может привести к тому, что победа обернется поражением.

Поскольку достигнув компромисса с Будапештом, Зеленскому неизбежно придется отчитываться о цене компромисса. В случае, если Кулеба согласится "просто взять и отменить" действие 7-й статьи закона о языке, действующей президентской команде придется отвечать за действия, которые вредят национальным интересам Украины. При чем не только перед критиками из лагеря Порошенко (которые, вероятно, не воспримут любой развязки ситуации) – но и перед украинцами в целом. Поскольку однажды согласившись на венгерский ультиматум, Украина, без сомнения, скоро получит какой-то следующий. Причем случится это, не исключено, еще в период пребывания Зеленского при власти. Менее болезненным вариантом была бы смена процента предметов, которые необходимо преподавать на украинском языке. Но и изменение законодательного акта парламента под давлением иностранцев тоже не выглядит блестящим выходом из ситуации. Тем более, что Будапешт вряд ли согласится на такой вариант.

Возможным выходом из ситуации, теоретически, могло бы стать расширение сети частных венгерских школ, которые не подпадают под действие принятого закона. Подобные школы придется финансировать либо венгерскому правительству, либо же меценатам. Хоть и подобный компромисс выглядит неидеальным – поскольку для венгров такая инициатива обойдется слишком дорого, а украинская сторона лишится массы рычагов влияния на то, что будет происходить в подобных школах.

Также предметом торга, с большой вероятностью, станут вопросы, связанные с проведением административно-территориальной реформы в Закарпатье, в результате которой этнический состав отдельных территориальных единиц может быть размыт – или же наоборот, венгерское меньшинство может быть консолидированным.

Несмотря на сложность поставленных задач, первый зарубежный визит главы украинского МИД будет крайне непростым. И, в зависимости от результатов, может завершиться как приятным имиджевым штрихом для команды Зеленского, так и значительными проблемами – при том не только международными, но и внутриполитическими.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme