Усиление Рябошапки: Что может изменить снятие неприкосновенности от "Слуги народа"

"Слуги народа" готовы снять депутатскую неприкосновенность и усилить генпрокурора Рябошапку

Усиление Рябошапки: Что может изменить с…

Сегодня ВР может рассмотерть во втором чтении законопроект №2237 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью приведения в соответствие с законом "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины". Авторами являются 52 нардепа от фракции "Слуга народа", в числе которых руководитель "слуг" в Раде Давид Арахамия, его первый заместитель и глава одноименной партии Александр Корниенко, а титульным автором указана Галина Янченко, заместитель главы указанной фракции. Она и будет представлять документ с трибуны Рады. Такой авторский состав призван подчеркнуть важность даной инициативы для нынешней властной команды. Законопроект определен президентом как неотложный. В первом чтении за него проголосовали 253 депутата.

Потребность в такой инициативе возникла после того, как Верховная Рада 3 сентября текущего года 373 голосами поддержала в целом законопроект №7203, который был подан еще в 2017 году президентом Петром Порошенко, и изменил статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов. С 1 января 2020 года в этой статье не будет положения, гарантирующего депутатскую неприкосновенность и невозможность нардепа быть привлеченным к уголовной ответственности, задержанным или арестованным без согласия ВР. Останется лишь норма о том, что нардепы не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Законопроект должен обеспечить реализацию механизма отмены депутатской неприкосновенности. В частности, установить порядок досудебного расследования уголовных правонарушений, совершенных народными депутатами.

О чем законопроекты

Инициатива 2237 предусматривает внесение изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, закон о статусе народного депутата и другие. Дальше начинаются разногласия.

По мнению "слуг", которое они изложили в законопроекте №2237, только Генеральный прокурор или исполняющий его обязанности должен быть наделен правом вносить в Единый реестр досудебных расследований сведения о совершении нардепом уголовного правонарушения. Сообщение о подозрении депутатам Рады будут вручать Генпрокурор, его заместитель или руководитель областной прокуратуры. Исключительно глава ГПУ согласовывает ходатайства о разрешении на задержание, содержание под стражей или домашний арест, обыск, люстрацию переписки, прослушивание телефонных разговоров и другие мероприятия, в том числе негласные следственные действия в отношении нардепа. То есть роль Генерального прокурора в жизни нардепа значительно увеличивается.

Из Регламента ВР исключаются статьи 218-221, которые описывают механизм внесения и рассмотрения представлений о предоставлении согласия на привлечение нардепов к уголовной ответственности, их задержание или арест.

Согласно законопроекту от "слуг", народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах – ответвтвенность будет лишь за оскорбление или клевету. Отметим, это положение лишь дублирует норму, предусмотренную ч. 2 ст.80 Конституции Украины.

Также, был в Раде еще и проект закона №2237-1 от "Голоса". Во многих моментах он был аналогичен проекту от "слуг". Депутаты от "Голоса" предлагали определить, что особенности привлечения народного депутата к уголовной ответственности, задержание и т. п. определяются нормами УПК, в то время как из Регламента ВР исключаются соответствующие статьи 218-221.

Главное отличие между упомянутыми законопроектами заключалось в том, что вариант от фракции Святослава Вакарчука (или Сергея Рахманина как главы этой фракции) не предусматривал существенного усиления роли Генерального прокурора в вопросе привлечения нардепов к уголовной ответственности и осуществлении в отношении них следственных действий. Законопроект "Голоса" предусматривал, что досудебное расследование уголовного правонарушения в отношении народного депутата должны вести исключительно Национальное антикоррупционное бюро Украины или Государственное бюро расследований в соответствии с подследственностью.

Эксперты Рады против усиления Генпрокурора

Главное научно-экспертное управление верховной Рады высказало к инициативе от "слуг" многочисленные замечания, объемом в шесть страниц и рекомендует направить законопроекты на доработку. Относительно проекта от "слуг" указано, что в замену отмененного иммунитета от уголовного преследования депутата без согласия ВР фактически вводится его видоизмененная форма. В частности, эксперты указывают на чрезмерную роль Генпрокурора в досудебном расследовании уголовных преступлений, совершенных народным депутатом. "Фактически от воли одного лица (Генерального прокурора (исполняющего обязанности Генерального прокурора) будет зависеть, начнется ли досудебное расследование определенного уголовного правонарушения, совершенного народным депутатом", - отмечают специалисты по законодательству. Кроме того, Генеральный прокурор будет влиять на ход досудебного расследования.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme