Должности для оппозиции: Будет ли Зеленский делить Раду

Ярким свидетельством баланса и соотношения политических сил в украинской политике является распределение влияния в высшем органе законодательной власти

Экономический и политический обозреватель
Должности для оппозиции: Будет ли Зеленс…

Украинская политика никогда не отличалась джентльменским отношением к оппонентам. Особенно к тем, которые оказывались в позиции побежденного. Врагов практически никогда не добивали - им оставляли возможность для того, чтобы встать.

В 2014 году ситуация изменилась: проигравшие регионалы были уничтожены и вычищены из власти без особых шансов на реинкарнацию. Конечно, нашлись и те, кто мимикрировал в сторонников новой власти и так смог приспособиться к новым условиям. Но в целом партия беглого президента стала стремительно маргинализироваться и практически исчезла на пять лет с радаров украинской политики.

Тектонический сдвиг, который мы наблюдаем сейчас в системе украинской власти, снова перевернул властный мир вверх ногами: лифт, поднимая из социальных низов свадебных фотографов, комиков, юных учительниц, а вместе с ними и уцелевшие остатки бывшей команды регионалов - в то же время погружает в глубины политического небытия вчерашнюю властную команду. Многие скажут: по заслугам и кесарю кесарево. И во многом будут правы, ведь практику уничтожения бывших в широком смысле ввели именно те, кого сейчас смывает с политической карты.

Рада как зеркало власти

Показательным с точки зрения отношения к оппозиции является распределение полномочий в середине Верховной Рады. Несмотря на то, что значение комитетов в политической жизни страны не является таким уж определяющим, распределение должностей в парламенте между властью и оппозицией является наилучшим показателем: исчез ли баланс и происходит ли перекос в сторону одного центра принятия решений. Что, собственно, и расценивается многими как угроза авторитаризма.

После обретения независимости и до 2014 года украинский парламент формировался разными, часто полярными, политическими силами. Сначала здесь преобладали красные, но со временем их начали уравновешивать представители национал-демократических сил. Когда в двухтысячных годах коммунистов существенно ослабили, на арене появились партии командно-административного типа, которые начали вытеснять силы, строившиеся на основе той или иной идеологии. Впоследствии водораздел парламента начал пролегать между партиями лидерского типа: принадлежность к большинству и оппозиции определялась приверженностью к соответствующему политическому лидеру. Потом начал работать географический принцип, когда партии востока противостояли партиям запада.

Но все те времена система отличалась определенной толерантностью к представителям меньшинства. В контексте распределения должностей в Раде это выражалось в том, что кресла руководителей половины парламентских комитетов и должность вице-спикера доставалась оппозиции. Преимущественно это были комитеты, которые выполняют функции контроля за властью: бюджетный, антикоррупционный, правовой политики, свободы слова, регламента и некоторые другие.

Так, например, когда была сформавана Рада четвертого созыва (2002), где большинство оказалось прокучмовским, часть комитетов получили оппозиционеры. В частности принципиальный комитет по вопросам свободы слова и информации получил Николай Томенко из "Нашей Украины".

В 2007-м, когда после досрочных выборов парламента большинство в нем получили проющенковскиеі партии, комитет, вместе с несколькими другими, отдали оппозиции. Тогда за свободу слова стала отвечать близкая соратница Януковича Анна Герман.

Когда же в 2010 ее патрон стал президентом, а сама Анна Николаевна перешла на работу в его Администрацию, на руководящее место в комитете избрали представителя оппозиционного на тот момент БЮТ Андрея Шевченко.

Аналогично в 2012-м году после получения большинства регионалами, оппозиция получила возможность посадить своих людей в кресла руководителей традиционно оппозиционных комитетов. В итоге, руководящие кресла в 29 парламентских комитетах были распределены следующим образом. 13 должностей досталось представителям Партии регионов, 9 – "Батькивщине", три получили выдвиженцы партии "УДАР", два – коммунисты и один – депутат "Свободы". (Комитет по свободе слова получил депутат от Батькивщины Николай Томенко).

Все перевернулось в 2014 году, когда после досрочных выборов была сформирована Рада 8-го созыва. Остатки регионалов, выжившие после Революции достоинства, смогли лишь в незначительном количестве просочиться в парламент. Но на политическое джентльменство им рассчитывать уже не приходилось - коалиция, в которую вошли БПП, Народный фронт, Самопомич, Батькивщина и Ляшко, расписала Раду на пятерых.

Рада Зе

Партия президента Зеленского получила в новой Раде 9-го созыва настолько большое преимущество, что вполне может проигнорировать любые претензии на посты в президиуме и в комитетах.

Медведчуку Зеленский может отказать просто потому, что это Медведчук. Порошенко - согласно принципу "кесарю - кесарево", потому что экс-президент поступил так же в 2014-ом.

С Тимошенко и Вакарчуком ситуация несколько сложнее, ведь они формально являются "братскими" и хотят быть в коалиции. Но учитывая куцость их фракций и непринципиальность их участия в коалиции, отдавать им что-то серьезное типа регламентного или бюджетного комитетов, будет вершиной политического расточительства.

Из тех планов на будущую Раду, которые озвучивают представители команды Зеленского, следует, что делиться комитетами с оппозицией там особого желания не имеют. Так, формальный лидер Слуги народа Дмитрий Разумков в одном из последних интервью выдвинул условие какого-то кадрового сотрудничества с оппозицией так, чтобы оппозиция продемонстрировала желание конструктивно сотрудничать и демонстрировать ответственность. При этом пожелал оппозиции сначала разобраться между собой: "кто из них какая оппозиция". Также не считает Разумков первоочередным и закон об оппозиции, которым было бы закреплено право меньшинства на комитеты.

Из этого следует, что делиться с Порошенко или Медведчуком должностями, хотя бы и все лишь церемониальными, по крайней мере в ближайшее время, у Зеленского не намерены.

А вот потенциальным партнерам в лице Голоса Зеленский, учитывая все расклады, может и пожертвует с барского плеча пару непринципиальных комитетов - даже, может, и кресло вице-спикера.

Тем более, что к принятию Вакарчука в коалицию его пытаются склонить кураторы из-за океана, которые опасаются непредсказуемости нового президента Украины при выборе внешних ориентиров.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme