Коллекторским компаниям в Украине запретили прибегать к шантажу должников

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект закона №4241 относительно защиты должников при урегулировании просроченной задолженности

Ирина Костенко
Шеф-редактор ленты новостей
Коллекторским компаниям в Украине запрет…
Фото: Рixabay

За соответствующее решение проголосовали 276 народных депутатов, передает Depo.ua.

Отметим, что документ был зарегистрирован 21 октября 2020 года. Инициаторами выступили 10 народных депутатов Украины.

Несколько ранее в НБУ отметили, что это — совместный документ, над которым работали народные депутаты, Национальный банк и уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека.

Законопроектом, в частности, дается определение таких терминов как "урегулирование просроченной задолженности" и "коллекторская компания".

"Коллекторы будут обязаны соблюдать требования этического поведения, а за нарушение будут санкции... Четкие правила работы коллекторов, требования к этическому поведению с должниками, санкции за нарушения, надзор за коллекторской деятельностью. Это логика законопроекта, который должен реформировать рынок коллекторов", — пояснили в пресс-службе Нацбанка.

Интересно, что меньше всего голосов (2) за законопроект №4241 отдали нардепы от "Оппозиционной платформы — За жизнь".

Активно же поддержала "слуг народа" фракция "Европейская Солидарность" — "за" проголосовали 20 человек.

Як нардепи голосували за закон про колекторів

Проект закона предусматривает ряд изменений

1. В Украине появится публичный Реестр коллекторских компаний, который будет вести Национальный банк. При этом все коллекторские компании должны будут зарегистрироваться в нем.

2. Надзор за коллекторами и их поведением в отношении потребителей будет осуществлять НБУ.

"Национальный банк будет контролировать соблюдение коллекторами законодательства, устанавливать дополнительные требования к взаимодействию с потребителями, защищать права потребителей, рассматривать обращения граждан. Также НБУ сможет накладывать штрафные санкции или исключать нарушителя из Реестра", — уточнили в НБУ.

3. Банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора о кредите должны будут предупреждать клиента о возможности привлечения коллектора в случае просрочки платежей.

"Кредитодатель также должен будет публиковать информацию о коллекторской компании на своем вебсайте", — добавили в пресс-службе.

4. Коллекторы должны будут соблюдать требования к этическому поведению при взаимодействии с гражданами.

"Законопроект устанавливает исключительный перечень способов разрешенного взаимодействия коллектора с потребителем финуслуг и устанавливает ограничения максимальной частоты такого взаимодействия. За нарушение предусмотрена ответственность от штрафов до исключения из Реестра коллекторских компаний", — подытожили в Нацбанке.

Какие требования устанавливаются к кредитодателям

(включая коллекторские компании, при урегулировании просроченной задолженности):

  • соблюдать требования к этическому поведению и правила взаимодействия с должником;

  • информировать должника о привлечении коллекторской компании к урегулированию просроченной задолженности и/или уступки права требования новому кредитору;

  • заключать договоры только с юридическими лицами, включенными в Реестр коллекторских компаний;

  • сообщить НБУ о заключении с коллекторской компанией договора (в сроки и порядке, которые определены НБУ)

  • контролировать действия привлеченных коллекторских компаний и давать рекомендации по устранению нарушений;

  • обязанность расторгнуть договор с коллекторской компанией в одностороннем порядке в случае ее исключения из Реестра коллекторских компаний или в случае нарушения ею требований к этическому поведению (двух и более раз в год).

Кроме того, законопроект предлагает установить требования к взаимодействию с потребителем (его представителем) при урегулировании просроченной задолженности (требования к этическому поведению), которая может происходить путем:

1. Непосредственного взаимодействия (личные или телефонные переговоры).

2. Отправка сообщений (текстовых, голосовых и других сообщений, в том числе без привлечения работников путем использования программного обеспечения).

3. Отправка почтовых отправлений (по месту жительства или по месту работы).

Уточняется, что во время первого взаимодействия с потребителем кредитор/коллекторская компания должна сообщить свое наименование, ФИО или индекс лица — представителя, правовое основание взаимодействия и размер просроченной задолженности, а по требованию потребителя — предоставить подтверждающие документы в течение 7 рабочих дней.

Напомним, 27 января Верховная Рада поддержала проект закона №4241 в первом чтении и за основу.

Впоследствии у "слуг" рассказали, как по-новому будут работать коллекторы.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme