Защита от наводнения: Как инвентаризация сможет спасти от вырубки украинские леса

Спойлер - никак. Национальная инвентаризация лесов, которую задумали в команде президента, может привести к созданию системы неконтролируемой вырубки

Защита от наводнения: Как инвентаризация…

Владимир Зеленский вчера подписал закон №2379, которым вводится проведение национальной инвентаризации лесов. Этот закон с официальным названием "О внесении изменений в Лесной кодекс Украины относительно проведения национальной инвентаризации лесов" Верховная Рада приняла в начале июня текущего года. Какие скрытые интересы кроются за этим законом - разбирается Depo.ua.

Не просто инвентаризация, а национальная инвентаризация

Формально закон предусматривает ряд изменений в Лесном кодексе, благодаря которым удастся устроить глобальную инвентаризацию лесного клада и получить статистически обоснованную информацию о количественных и качественных показателях состояния и динамики лесов государства, их ресурсного потенциала, стратегическом планировании, государственном лесном кадастре, мониторинге окружающей среды, национальной и международной отчетности о лесах.

Для этого будет проведено обследование на местности в пределах лесных инвентаризационных участков. В целом планируется обследовать 18 тысяч участков.

Но все это - общие декларации, которые авторы закона транслируют в пояснительной записке и в его пиар-сопровождении.

На самом деле сам законопроект, который был принят Радой, довольно неконкретен и многозначен: с одной стороны, он вводит в законодательное поле понятие "национальная инвентаризация лесов", но с другой - выводит из него существующую до этого "просто инвентаризацию", которая предусматривала изучение лесного фонда по таким, в частности, параметрам, как "определение естественного и возрастного состава древостоев, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов". То есть, вознося форму этого мероприятия до статуса "национального", слуги народа на самом деле примитивизируют процедуру и переводят ее в ручной режим.

Ручное управление

Итак, непосредственно из принятого закона мы можем узнать только общие очертания замысла властей касательно подсчета украинских лесов. И здесь мы находим упоминания, кроме пафосной национальной инвентаризации, также о неких "лицах, уполномоченных на проведение национальной инвентаризации лесов". А вот кто эти загадочные люди - узнать из текста закона не является возможным. Зато есть отсылки к гипотетической нормативной документации, которую должно разработать и внедрить правительство.

Крохи информации про истинный замысел авторов этого прожекта можно получить из сопроводительных к законопроекту документов, а также из победных реляций нынешнего председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Андрея Заблоцкого, который, похоже, и является главным административным двигателем нововведения.

И тут всплывает ряд спорных моментов, которые могут свидетельствовать, с одной стороны, о недальновидности чиновников и законодателей, а с другой - о построении неконтролируемой обществом и законом системы управления лесной отраслью. Что позволит без лишнего риска допилить все, что еще не допилили.

Введенным законом именно агенство Заблоцкого получает полномочия организовывать и проводить НИЛ. И только в пояснительной записке к проекту может прочесть, что речь идет о какой-то "специализированной организации", которая будет создана на средства бюджета и обойдется налогоплательщикам в 12 миллионов гривен ежегодно.

Большие сомнения относительно этого спецоргана в частности и всего законопроекта в целом выразило главное научно-экспертное управление Верховной Рады. Эксперты отмечают, что кроме неопределенности относительно объемов полномочий контролеров-инвентаризаторов, законопроект создает дисбаланс в полномочиях Гослесагентства и Минэкологии, которые получают полномочия регулирования одних и тех же вопросов. Запутываются и вопросы ведения лесного кадастра.

Еще более категоричным было юридическое управление Рады, эксперты которого ставят под сомнение целесообразность принятия закона, который не содержит конкретики относительно вопросов, которые им пытаются регулировать. Юристы акцентируют внимание, в частности, на неопределенности периодов проведения НИЛ; круге лиц, уполномоченных на проведение НИЛ, их полномочиях, статусе, кем они уполномочиваются, порядке уполномочивания; сущности методов проведения НИЛ.

Все эти вопросы должны определяться исключительно законом, а не подзаконными актами органов исполнительной власти, считают в юридическом управлении. И даже применяют словосочетание "риски произвола" в отношении возможных последствий применения этого закона.

Лесной "картель"

Собственно, именно произволом отдельного круга причастных к инвентаризации и может закончиться эта лесная эпопея, ведь благодаря неопределенностям Гослесагентство, которое и будет разрабатывать всю нормативку для утверждения на правительстве, создаст по сути новый карательный орган с до сих пор непонятными никому полномочиями.

И этот орган, с одной стороны, сможет более строго бороться с незаконными вырубками лесов. Но с другой - может стать монопольным контролером лесной отрасли и под покровом своих полномочий превратить разрозненное сообщество незаконных рубщиков в общенациональный "лесной картель".

Конечно, мы в очередной раз можем попробовать довериться стремлениям Владимира Зеленского построить что-то хорошее для страны, не исключено, что так оно и есть. Но есть и большие риски, что во главе системы с настолько нечетко прописанными полномочиями окажутся очередные "засранцы" и "разбойники", которые постоянно пытаются свести на нет все инициативы президента.

Читайте также: Как большая вода уничтожает целые районы в Карпатах

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"