Громкие скандалы "под елку": Почему к антикоррупционной политике власти снова есть вопросы

Спикер парламента Руслан Стефанчук подтвердил: власть готовится к выборам. Следует ожидать, что громкие антикоррупционные разоблачения станут одним из ключевых их элементов. Но готовы ли во власти оперативно реагировать на такие скандалы?

Политический обозреватель
Громкие скандалы "под елку": Почему к ан…
Реестр коррупционеров хотят подчистить

Символизм 10 декабря. Когда украинцев шокируют е-декларации чиновников

10 октября президент Украины подписал многострадальный закон о возобновлении и открытии электронного декларирования. Его зарегистрировали еще 26 июля этого года и сочли неотложным. 5 сентября Верховная Рада приняла законопроект, но оставила в нем е-декларации непубличными еще на год. Это возмутило общество. Быстро собрала подписи соответствующая петиция. 12 сентября Владимир Зеленский наложил вето и вернул депутатам их детище. 8 дней спустя народные избранники приняли закон с предложениями главы государства. Следовательно, закон действует более двух недель, но нет никакого громкого скандала, связанного с проявленным обогащением чиновничьей братии во время войны. Помимо пойманных на коррупции нескольких военкомов, ложащихся в общий тренд охоты на нечистых на руку сотрудников ТЦК, и одного депутата Киеврады, у которого обнаружили 1,7 млн грн, их происхождение тот не смог объяснить.

Обязательное декларирование за период 2021-2022 годов продлится до 31 января 2024-го, а с 1 января по 31 марта 2024 декларантам нужно еще и сообщить о нажитом за 2023 год. То есть время для оформления отчетов еще есть, поэтому, пожалуй, и не торопятся. Публичный доступ к реестру НАПК откроет 10 декабря с учетом мероприятий безопасности. Именно тогда журналисты и активисты получат возможность проанализировать данные должностных лиц. Так что первых шокирующих разоблачений следует ожидать "под елку".

Эти разоблачения способны стать одной из движущих сил изменения отношения украинцев к выборам. Напомним, согласно октябрьскому опросу Центра Разумкова, 64% соотечественников негативно оценивают проведение выборов во время войны. Но если скандалов, связанных с коррупцией в декларациях, будет много, маятник общественного мнения способен пошатнуться в сторону поддержки перезагрузки власти, прежде всего нынешнего состава парламента. В таком случае выборы позволят выпустить негатив, накопившийся у граждан. А заявления спикера Рады Руслана Стефанчука о необходимости выборов во избежание застоя во власти следует рассматривать как попытку вовремя перехватить инициативу и канализировать народный гнев на коррупционеров в выгодное русло. Поскольку лозунг полной перегрузки будет лучше, чем регулярные оправдания из-за подозрительных активов в декларациях "слуг".

Зачем "слуги" хотят почистить реестр коррупционеров

Однако, как часто бывает в Украине, когда речь идет о коррупции, нужно следить за тем, чтобы потенциальные деруны и хапуги не прикрылись нормами законов. Здесь уместно вспомнить поправку депутата от запрещенной "ОПЗЖ" Мамки при рассмотрении законопроекта о возвращении декларирования. Согласно ей, если декларант соврал об имуществе на сумму 1,3 млн грн, он уплачивает штраф 17 тыс. грн и не считается лжецом. В тот же день, 5 сентября, нардепы приняли еще один контраверсионный законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и другие законы по усовершенствованию порядка привлечения к ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Главным автором в авторском коллективе указан Сергей Ионушас, глава профильного для документа комитета по вопросам правоохранительной деятельности. Ионушас считается приближенным к президентскому офису. Так что сомнительно, что из-под его пера выходят не согласованные законопроекты. А сейчас глава НАПК Александр Новиков просит президента не подписывать этот документ. Аргументы следующие: "Если закон "о праве на забвение коррупционеров" вступит в силу, там (в реестре) останется примерно 10 тыс. человек. 35 тыс. человек, в том числе 10 тыс. человек, совершивших коррупционные уголовные преступления, будут забыты". Они даже смогут участвовать в госзакупках.

Нормы, которые не нравятся НАПК, предложили внести в ст. 59 закона о предотвращении коррупции. В частности, установить сроки пребывания лиц в реестре коррупционеров. Сведения о привлечении к дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности, наложение административного взыскания предлагается хранить в реестре всего год; сведения о привлечении к уголовной ответственности – к погашению или снятию судимости с лица, но не менее 5 лет; сведения о юридических лицах, к которым применены меры уголовно-правового характера, также 5 лет. После окончания сроков сведения о лице из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, подлежат исключению. Когда же лицо уплачивает штраф на исполнение постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном должностным лицом НАПК, без обжалования, сведения о таком лице не вносятся в реестр коррупционеров.

Законотворцы в пояснительной записке пишут: предлагаемые изменения направлены на оптимизацию и повышение эффективности привлечения к ответственности за административное правонарушение, без ограничения права лица на справедливый суд. Действительно, много нареканий на то, что в реестр людей вносят пожизненно и это существенно усложняет им жизнь, создает проблемы при трудоустройстве, прохождении спецпроверки, препятствует служебной карьере, несет политические и репутационные риски. Причем загреметь в реестр несложно: в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях насчитывается более 30 статей, за нарушение которых человек может оказаться среди коррупционеров. Чаще всего туда попадают из-за несвоевременного предоставления декларации или из-за неподачи или задержки с предоставлением сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии. Таких фигурантов реестра под 80%. Кроме того, должностное лицо могут внести в реестр без решения суда только на основании приказа руководства о дисциплинарном взыскании.

Учитывая эти проблемы, инициатива Ионушаса и его соавторов не выглядит атакой на антикоррупционную политику, против нее криком не кричат активисты-антикоррупционеры. Однако если президент пока не подписал законопроект, очевидно, с этим документом не все чисто. Не исключено, что с Новиковым согласны и западные партнеры Украины.

В мире есть разные наказания за коррупцию. Не везде только тюрьма, есть варианты заплатить штраф. Как в США. Только штраф превышает в три раза размер взятки. И не всюду в мире запрещают пожизненно занимать государственные должности. То бишь есть разный опыт. Однако в общественном сознании украинцев попытка почистить реестр коррупционеров или создать лазейки для не попадания туда будут означать одно: власть толерируют коррупцию. И этот законопроект, если станет законом, в руках оппонентов власти будет аргументом против нее.

Как происходит с отдельными решениями ВАКС. В СМИ попали некоторые засекреченные приговоры. К примеру, штраф на сумму 68 тыс. грн получил экс-министр экологии и природных ресурсов и бывший заместитель секретаря СНБО Николай Злочевский. Отдельно он перечислил донат в 500 млн грн в поддержку украинской армии. Оказывается, так можно. Во многих странах в антикоррупционных делах допускается соглашение со следствием, однако оно преимущественно не применяется к ключевым подозреваемым. То есть на сделку идут с теми, кто может дать показания в обмен на смягчение приговора. Невозможно представить, что в Германии подозреваемый в коррупции донатит на танки для Бундесвера и за это выходит на свободу. Так что, если в коридорах власти серьезно обсуждается проведение выборов в 2024 году, параллельно должно обсуждаться, как не наделать раздражающих общество ошибок в антикоррупционной политике, чтобы предвыборная кампания в тылу не превратилась в войну коррупционных кейсов.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme