Гранты для недоучек: Нужна ли Украине реформа высшего образования во время войны

Премьер Денис Шмигаль анонсировал масштабную реформу образования. Законопроекта на сайте парламента еще нет, однако в общих чертах о планируемых изменениях говорят давно. Реакция на них разная – от полного одобрения до обвинений в попытке убить "вышку"

Политический обозреватель
Гранты для недоучек: Нужна ли Украине ре…
В Украине затеяли очередную реформу высшего образования

60% студентов будут учиться бесплатно? Правда или манипуляция

"Сегодня у нас 60% студентов учатся на контракте. Наша цель – чтобы 60% студентов получали разные виды государственной поддержки: госзаказы, гранты, ваучеры или, в будущем, льготные кредиты", – сказал премьер Шмыгаль. Он подчеркнул, что государственный заказ будет касаться прежде всего специальностей, которые нужны стране. Государство будет оплачивать обучение для лучших студентов таких специальностей, а после успешного окончания университета будет предлагать первое рабочее место. Не идет ли речь о возвращении к практике обязательной отработки выпускниками образовательных учреждений государственной или коммунальной формы собственности? Уточнение должно быть в тексте законопроекта.

Итак, напрашивается следующий вывод: госзаказ сократится для определенной группы специальностей, прежде всего модных – юристов, экономистов, менеджеров. Скорее всего, "порежут" его и для подавляющего большинства гуманитариев. Логика ясна: стране для послевоенного восстановления нужны строители, инженеры, технологи, а не философы с филологами. Но для профессорско-преподавательского состава вузов, в доле образовательных услуг которых существенное место занимают общественно-гуманитарные науки или, например, правоведение, урезание и перераспределение средств на госзаказ – плохая новость.

Не все пропало, уверяют в правительстве. Там планируют государственные гранты, позволяющие полностью или частично покрыть расходы на обучение. Премьер Шмыгаль говорит: гранты не нужно будет возвращать или отрабатывать, а на их размер будут влиять результаты внешней оценки знаний и выбранная специальность. Следовательно, убеждает глава Кабмина, количество поступающих, которые получат финансовую поддержку, "существенно увеличится за счет более справедливого распределения такой поддержки". Кроме того потенциальные соискатели высшего образования смогут взять льготные кредиты. Кредит на образование можно взять и сейчас, поэтому ноу-хау здесь нет. Процедура получения таких ссуд регулируется несколькими действующими правительственными постановлениями, принятыми в течение 2015-2018 годов. Если правительство не планирует расширить число лиц, которые могут получить льготные кредиты на обучение, и упростить условия, это не слишком прибавит вузам абитуриентов.

Возвращаясь к грантам, обратим внимание на четыре момента. Первый: такая форма поощрения школьников к успешному сдаче ВНО – похвальная. Но дело в том, что дети, имеющие высокие баллы по внешнему оцениванию, почти стопроцентно попадают на бюджетную учебу и без государственных грантов. Второй момент: если некоторые специальности, такие как правоведение, исключат из перечня направлений, на которые есть госзаказ, или введут обязательную отработку для тех, кто будет учиться на госзаказе, тогда гранты от государства пригодятся. Третий момент: необходимо обеспечить соблюдение прозрачности и справедливого подхода к распределению государственных грантов для получения образования в разных отраслях, а не только в тех, которые будут определены приоритетными.

Четвертый момент: где государство возьмет деньги на гранты? В Минобразования объясняют: бюджетников станет меньше, но государство будет платить контрактникам. "Формально соискатель будет считаться контрактником, но государство будет платить 80% или 90% за этот контракт путем предоставления грантов", объяснял недавно заместитель министра образования Михаил Винницкий. Чтобы такая система заработала, очевидно количество бюджетных мест должно быть сокращено очень существенно. Хватит ли сэкономленных средств для компенсации контрактникам?

Нововведения будут касаться только тех, кто поступит на учебу в 2024 году. Статистика говорит, что высшее образование в Украине получает более 1 млн человек. К 2022 году количество желающих получить диплом сокращалось, однако за годы полномасштабного вторжения численность студентов резко пошла вверх. Объяснение простое – это лазейка для военнообязанных после 27 лет. Депутаты пока ломают копья вокруг новых мобилизационных процедур, но лазейку для студентов-уклонистов точно закроют. То есть в 2024-м аномального количества первокурсников не будет, однако все равно поступит много, потому что студенты получают отсрочку.

Сейчас спрогнозировать количество будущих студентов сложно, но судя по последним годам, количество зачисленных на бюджет составило примерно 60 тыс. При этом средняя стоимость обучения одного бюджетника – около 70 тыс. Следовательно, если сократить количество бюджетных мест, государство получит немалую сумму для частичной компенсации контрактникам, демонстрирующим успехи в обучении. 80 или 90 процентов – это показатели преувеличенные, но некий стимул обучаться вполне достижим. Если, конечно, отдельные вузы снова не будут набирать на контракт всех, кто принесет документы. И деньги. Проще говоря, чем больше студентов поступит, тем меньше окажутся суммы грантов.

В какой реформе нуждается высшее образование и в чем причины саботажа

Система грантов или скорее стипендий для обучения, распространена в мире. Часто университеты используют ее для привлечения к себе потенциально успешных студентов и иностранцев. По грантовым программам учатся за границей и многие украинцы. Поэтому идея использовать средства, сэкономленные на сокращении госзаказа, для заинтересованности молодежи учиться дома – своевременна. Но этого мало, ведь ни один финансовый момент не компенсирует качество образования. Давать гранты для недоучек – путь в никуда. Не будут давать гранты на подготовку некачественных специалистов и работодатели, вовлечение которых в процесс очень важно. Так что если в Кабмине решили осуществить масштабную реформу "вышки", а не просто такой социально дразнящей темой перебить еще более дразнящую тему новых правил мобилизации, тогда нужно делать и другие шаги. Однако при этом не наломать дров.

Наряду с обсуждением изменений в формате государственной поддержки студентов продолжается еще несколько процессов – в планах МОН уменьшение количества вузов, завершение реформы старшей школы и переход на учебный процесс в вузах по индивидуальным образовательным траекториям. Эти процессы связаны с переходом Украины на европейские стандарты. Планы оптимизации университетов включают в себя несколько составляющих: разделение высшего и высшего образования, то есть университеты хотят лишить возможности иметь свои колледжи, а также отобрать право создавать обособленные территориальные филиалы. У педагогов есть аргументы против этого: количество университетов должно регулировать не государство, а образовательный рынок. Если на нем хватает места всем вузам и они даже в нынешних условиях набирают студентов, то зачем ломать работающую систему только ради копирования европейских стандартов.

Второй процесс относительно реформированию старшей школы должен был состояться еще до войны. Однако против разделения детей после 9 класса на тех, кто будет продолжать обучение в школе и дальше претендовать на поступление в вуз, и на тех, кто не пройдет фильтр оценок и тестов и окажется в колледжах, выступали многие педагоги, политики и общественные активисты. Сейчас министр образования Оксен Лисовый предлагает несколько иную схему: после 9 класса ученики будут идти либо в академический колледж, либо в профессиональный, где будут учиться еще 3 года. С первого колледжа идут в вузы, со второго – на рынок труда. Противников такой идеи хватает. Главный их аргумент: поддерживаемое государством распределение граждан на сорта еще с детского возраста приведет к глубоким внутренним конфликтам. А контраргумент, что подобная практика успешно работает в цивилизованном мире, наталкивается на стереотип об обязательности высшего образования для продвижения по карьерной лестнице.

Что касается внедрения индивидуальных образовательных траекторий, то соответствующий законопроект был внесен Денисом Шмыгалем в конце октября и через месяц принят за основу. Хотя в Минобразования и нахваливают свое ноу-хау, в образовательной среде попытки оптимизации восприняли настороженно. Напомним, основные позиции документа. Первая: заочная и вечерняя формы обучения отменяются, а расширяются возможности дистанционного обучения. Вторая: каждый соискатель может сам определять свою образовательную траекторию, то есть выбирать предметы, специальность, сроки обучения – кто-то завершит за три года, кто-то за восемь. Третья: студент поступает учиться не на специальность, а на отрасль. После первого или второго курса при демонстрации определенного уровня кспешности соискатель сам выбирает себе специальность. Если она будет в пределах выбранной отрасли, то сохраняет за собой бюджетное место. Пока же человек пытается сориентироваться, он учится на междисциплинарных программах бакалаврского уровня.

Именно последняя позиция вызвала у педагогов замечания. Они опасаются, что после первых двух лет обучение потеряют студентов. А значит, рабочие места и заработную плату. Междисциплинарные программы – это галопом по Европе. Профессорско-преподавательский состав наших вузов готовился в качестве преподавателей, а не проповедников, а чтобы студент избрал твою специальность, одних только знаний окажется мало. Поэтому в вузах считают, что в целом индивидуальные траектории неплохая идея, однако реформаторы МОН живут в царстве простых решений. Или в мире мечтаний, в которых калькирование стандартов высшего образования отдельных западных стран сработает и у нас.

Сложно сказать, следует ли правительству устраивать широкое обсуждение планируемых им образовательных реформ. Здесь можно упомянуть хайп после заявлений министра Лисового о намерениях сократить количество предметов в школах. Из этого ничего не вышло, но крик поднялся безумный. Однако следует помнить прошлый опыт: когда изменения в образовании внедрялись сверху, они саботировались внизу. Если Лисовый со Шмыгалем пройдутся теми же граблями, тогда понабивают себе шишек. А реформа так и останется недоведенной до ума.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme