Игра в монополию: Когда КСУ признает неконституционными 465 законопроектов "слуг народа"

"Слуги" хотят с первых дней поразить избирателя результативностью, а оппозиция пока ограничивается ролью наблюдателей. Остается открытым вопрос, есть ли в стране партия, способная воспользоваться спешкой новой власти

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Игра в монополию: Когда КСУ признает нек…

Рада девятого созыва начала свою работу. И уже эта дата, выбранная по предложению монополистов из фракции партии "Слуга народа", породила сомнения в точном соответствии Конституции, статья 83 которой предусматривает: "Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года". Но, скорее всего, "слуги" руководствовались другой статьей Конституции, 82-й, которая обязывает Раду собраться на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.

Планы монобольшинства уже на первые рабочие дни поражают масштабностью тех, кто привык к неспешному темпу законотворческой деятельности. Чтобы успеть все, депутаты даже продлили свою работу до исчерпания повестки дня, чего невозможно было добиться от их предшественников. Что здесь привлекает внимание, кроме кадровых вопросов?

"Слуга" Руслан Стефанчук заявил, что политсилой подготовлены 465 законодательных актов и изменений к законам, среди которых есть, в том числе, и изменения к Конституции". Правда, такое количество инициатив заставляет думать о создании информационного шума, чем о качественной законотворческой деятельности. Среди инициатив есть действительно фундаментальные. Это намерение отменить депутатскую неприкосновенность, сократить количество народных депутатов до 300 из нынешних 450 и ввести в законодательное поле лишение мандата за неперсональное голосование нардепов и прогулы пленарных заседаний. И сделать народ субъектом прямой законодательной инициативы.

Так, президент Зеленский уже подал в Раду проект Закона №1017 о внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции (относительно уменьшения конституционного состава ВР и закрепления пропорциональной избирательной системы). Анонсированы и другие - законопроект №1015 о внесении изменений в статью 93 Конституции (в отношении законодательной инициативы народа). Не менее интересный проект Закона №1012 об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичмент). Подал президент в новую Раду и другие проекты законов, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Рады. Анализ их смысловой стороны впереди, но, похоже, поспешность необходима именно для того, чтобы проанализировать просто не успели. Ну а дальше – это как махать кулаками после драки.

На данный момент можно говорить о процедуре принятия этих и других инициатив. Внесение изменений в Конституцию – процесс, который длится в течение нескольких сессий. Скажем, как можно ограничить депутатский иммунитет, предусмотренный статьей 80 Конституции. Депутатский корпус сначала должен поддержать эту инициативу 226 голосами (с этим у однопартийного большинства проблем не будет), тогда проект закона пойдет на заключение в Конституционный Суд, и в случае позитивного вывода КС на следующей сессии за него должно быть отдано 300 голосов. Еще раз: это голосование может состояться на следующей, второй сессии Рады, а первая продлится до января 2020 года.

Но Владимир Зеленский публично поставил своим депутатам задачу: лишить парламентариев иммунитета уже с 2020 года. Чтобы не посрамить президента, Зе-большинство может прибегнуть к обходному маневру. Еще 17 октября 2017 года в Раду внесен законопроект под номером 7203, автором которого является пятый президент Украины Петр Порошенко. Он был поддержан 226 голосами и получил заключение судей-конституционников, но до голосования конституционным большинством у предыдущего созыва руки не дошли. Теоретически творчеством "предшественников" может воспользоваться новая власть, чтобы быстро принять его и вновь направить в КСУ.

Относительно же истории с сокращением депутатского корпуса, то на выбранную в этом году в полном составе Раду эта инициатива не распространяется. Наконец, персональное голосование обеспечивается вводом в действие электронной системы голосования, которая предусматривает использование сенсорной кнопки. И непонятный вид имеют попытки команды Зеленского заблокировать ввод в эксплуатацию такой системы, которые имели место недавно.

Поэтому озвученные "прорывные инициативы" Зе-команды на самом деле невозможно реализовать быстро, если действовать согласно регламенту. И рядового избирателя мало интересуют скучные подробности о том, что принятию законопроектов должны предшествовать их рассмотрение в комитетах Рады и предоставление заключений Главного экспертного управления парламента. Наличие однофракционного большинства побуждает триумфаторов нынешнего политического сезона не обращать внимание на такие "мелочи".

Однако именно эти зацепки могут быть использованы для обжалования решений парламента в Конституционном Суде на основании нарушения процедуры рассмотрения законопроектов. Начало работы Рады номер девять выдалось многообещающим для реальной и потенциальной оппозиции к Зе-команде, которая начала фиксировать проколы "слуг". У КСУ может оказаться много интересной работы. Вопрос сейчас в том, кто туда будет обращаться, когда и в какой политической ситуации. Потому что, судя по готовности Конституционного Суда склоняться к позиции действующей власти, как это было, скажем, при принятии решения о законности досрочных парламентских выборов, судьи не будут беспокоить гаранта. По крайней мере до тех пор, пока действующая власть пользуется огромной поддержкой большинства украинцев, вряд ли кто-то из политиков рискнет выйти с ней на открытый бой.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme