Долгая дорога домой: Почему возвращение украинцев из Польши превращается в катастрофу

Украинские чиновники отчитывались о "полной готовности" к эпидемии. Но уже из-за призыва президента к согражданам вернуться домой из-за границы начались проблемы. Ведь, кажется, у Украины нет автобусов, чтобы вывезти людей из пешеходных переходов в Польше – не говоря о том, чтобы доставить людей домой для дальнейшей самоизоляции

Журналист отдела "Мир"
Долгая дорога домой: Почему возвращение…
Фото: Shutterstock

Сегодня параллельно прошли две новости на практически идентичную тему. Первая из них касалась того, что в течение минувших суток в Польшу вернулись 24 тысячи граждан этой страны, которых после пересечения границы направили на 14-дневный карантин.

Для всех, кто пока не сумел добраться, польское правительство совместно с авиакомпанией LOT запустило акцию "Полет домой". Людей из разных уголков планеты начали вывозить в воскресенье вечером. За три дня надеются вернуть домой еще около 10 тысяч человек.

Нет, конечно, все эти тысячи поляков не загнали в какие-то гигантские "Новые Санжары". Значительную часть из тех, кто не демонстрировал признаков болезни, развезли по домам специально выделенным транспортом, который активно дезинфицировался. С них взяли обещание посидеть две недели дома. Но им не пришлось стоять в очередях на границах, покупать билеты, которые внезапно подорожали, или, тем более, идти на "пешие прорывы" каких немецких пунктов пропуска.

Зато параллельно прошла новость о подвигах украинских дипломатов в Польше, которые пытались спасать и доставлять домой украинцев. В частности, про сотрудников консульства из Люблина, которые пытались подсаживать в авто к украинцам их сограждан из числа тех, которые хотели пересечь пешеходный переход Медика-Шегини. Но не успели из-за закрытия перехода.

Впоследствии, если верить главе МИД Дмитрию Кулебе, на сцену событий вышел даже "автобус, который пересекал границу, возвращался и подбирал следующую группу "пешеходов", которые шли на Шегини – а потом разбрелись, кто куда. Учитывая тот факт, что речь произносил все-таки профессиональный дипломат, можно не сомневаться – единственное число в его словах означает именно то, что автобус был один. На весь многотысячный поток людей.

Еще Кулеба рассказал, что Украина просит Польшу временно открыть злосчастный пункт пропуска Шегини-Медика, поскольку там вопреки всему осталось немало "пешеходов", а польские пограничники с учетом новых правил позволяют пересекать границу только в авто.

Украинским дипломатам удалось договориться со Словакией об открытии в пешеходном режиме пункта пропуска Вышне Немецке – Ужгород для украинцев, которые успешно застряли и там.

Конечно, можно немало сказать и о сознании братьев-гастарбайтеров, которые не успели что-то там доделать или дополучить заработанные деньги – и, в итоге, застряли в Польше, Словакии, Венгрии и кто знает, где еще, создав проблемы самим себе, своим семьям, украинскому МИД и "гостеприимным хозяевам", которые также толком не понимают, как от них избавиться.

Но безотносительно к уровню сознания этих людей, централизованный их вывоз – и даже адресная доставка по домам, с письменным обязательством соблюдать карантин – и уведомлением об ответственности за нарушение этого обязательства, стали бы не только жестом гуманизма, но и действенной мерой, направленной на борьбу с коронавирусом. Просто потому, что в противном случае все эти люди поедут домой маршрутками, электричками, попутными авто – абсолютно всем, что может передвигаться. Ну, и их инфекционные заболевания будут путешествовать вместе с ними. К сожалению, в том, что в более чем стотысячной армии заробитчан, из которых две трети пересекли границу в течение последних двух суток, а более двадцати тысяч все еще пытаются это сделать, могут быть лица, инфицированные коронавирусом, сомневаться не приходится.

При том для избежания ситуации не было нужно каких-то "невозможных миссий" на краю света. Речь шла о нескольких десятках автобусов с водителями в масках, и с дезинфекционными бригадами. Которые бы сделали по десятку рейсов в Польшу, Венгрию и Словакию на протяжении нескольких дней.

Но это сделано не было. Ни Минздравом, где докладывают о "полной готовности", пишут мудрые законы и считают количество аппаратов для ИВЛ – не зная, сколько таких аппаратов есть в районных больницах в исправном состоянии, и сколько есть специалистов, способных ими эффективно пользоваться. Ни министром внутренних дел, который вроде как взялся за миссию "спасение президента Зеленского во времена заразы", обозначив стратегию в Facebook, но потом как-то тихо от этой миссии отказался. О цене этой пассивности власти мы узнаем через две-три недели. Не исключено, что она будет немалой.

Читайте также: Как "закрывалась" Польша и почему от "коронавирусного изгнания" больше всего пострадали украинцы

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme