Почему Аласания - это второй Дорн

Зураб Аласания, глава общественного вещания, заявил, что не будет заниматься пропагандой или контрпропагандой. Только украиноцентризмом

Политический обозреватель
Почему Аласания - это второй Дорн…

"Почему с нас кто-то что-то должен требовать? Мы общественный вещатель, который не подчиняется никому... Пропаганда или контрпропаганда, коммунизм или антикоммунизм - это не наше дело. Украиноцентризм? Это как сонцецентризм в Солнечной системе - это и так понятно, мы в Украине живем. Мы будем делать нормальный, объективный продукт, пропагандой и контрпропагандой должно заниматься государство", - сказал Аласания в эфире "5 канала".

В своем отношении к пропаганде он последовательный. Еще в 2014 году в качестве гендиректора НТКУ Зураб Григорьевич в интервью "УП" утверждал: "Понимаю, что война, но война пройдет, а медиа останутся. Война - это всегда временное явление. Если кто-то хочет заниматься пропагандой, не вопрос, есть же партийные СМИ. Я не против, когда человек открыто говорит, что принадлежит к такой-то партии, он вполне может писать тексты, публицистику, излагать мысли в поддержку этой партии... Пропаганда не предназначена для собственного народа, иначе она становится инструментом влияния власти на своих граждан. Сейчас как контрпропаганда против войны, против агрессии России, а потом против кого будет использована эта пропаганда?".

НТКУ во времена руководства им Аласании действительно не занимался прямой контрпропагандой, за что его часто критиковали. Никто не говорит, о превращении Первого национального на аналог российского ВГТРК, да это и не нужно, но жить по принципу "война когда-то закончится, поэтому давайте говорить о вечном" то же самое, что в столичном ресторане за рюмкой дорогой водки горевать за нашими потерями в АТО.

Чем в таком случае медийщик Аласания отличается от скандального певца Ивана Дорна, который недавно рассказал российскому телевидению о "ссоре двух братьев"? А потом неуклюже оправдывается – он же не политик, а музыкант. Да и вообще - нельзя обвинять людей, как это делает российское или украинское правительство, он за то, чтобы все это поскорее закончилось. Далее бреет бороду, напевая казацкую песню. Настоящий украиноцентрист, не так ли?

На общественное вещание из наших с вами карманов в этом году должны выделить 1 млрд. 300 млн. грн. За эти деньги Аласания, по его словам, планирует создать популярные форматы: трансляции, включения, расследование, гостевые студии. Он подчеркивает: мы не принадлежим никакому олигарху и не прислуживаем власти. Выглядит заманчиво и... обманчиво.

Во-первых, до сих пор не до конца понятно, что такое "общественное вещание" и чем оно будет отличаться от общественного вещания, которым занимаются существующие телеканалы. Аласания настаивает: независимостью от всех. Это утверждение не выдерживает никакой критики, ведь, в первую очередь, общественный вещатель зависим от общественного мнения. Любые говорящие головы в гостевых студиях – это агенты влияния на общественное мнение. То есть, агенты влияния власти, оппозиционных партий или отдельных олигархов. Национальная общественная телерадиокомпания, как и другие телерадиовещатели, заинтересована в том, чтобы зритель и слушатель оставался на ее частоте, иначе полученные средства пойдут по ветру. А это означает, что предпочтение будет отдаваться говорящим головам, которые говорят людям то, что им хочется слышать.

Во-вторых, все расследования, которых на наших телеканалах значительно больше, чем образовательных программ, кем-то заказываются. Все антикоррупционные расследования направлены против тех или иных должностных лиц. Что логично. Если такие программы выходят на коммерческих каналах, относительно автора заказа вопросов не возникает. А как быть с расследованиями на канале общественного вещания? Условно говоря: часть общества согласна, что за ее средства в эфире будут появляться подобные программы, а другая часть убеждена, что борьба с коррупцией – это политическая технология для войны одних политиков или богачей с другими. Или войны оппозиции, за которой также стоят чьи-то деньги, против власти.

В-третьих, относительно пропаганды или контрпропаганды. Сегодня на всех ведущих телеканалах есть программы, которые можно назвать контрпропагандистскими. Хотя, на самом деле, они в разных вариациях доносят до зрителя государственную позицию относительно АТО, агрессии России или путинской политики в целом. Коммерческие каналы производят продукт за свой счет, хотя могли, как Аласания: война - это всегда временное явление. Оказывается, Коломойскому или Пинчуку программы контрпропагандистского толка не мозолят глаз, а руководитель общественного вещания считает, что контрпропагандой во время войны должно заниматься только государство. Ибо это – не дело журналистов.

На самом деле, Национальная общественная телерадиокомпания должна доносить до граждан не пропаганду, а позицию государства. Во всех сферах – от образования и медицины до пенсионной реформы. Как это делают аналогичные медиа на Западе. Сегодня включаешь любой наш канал, а там – вал критики. Не дискуссия и альтернативное предложение, а именно целенаправленная кампания против реформ. С переходом на личности, с манипуляциями на болезненных темах. Отечественное телевидение давно объединено в единый медиахолдинг "ЗрадаТВ". Это такой себе коллективный Шустер.

Если руководитель НСТУ ставит себе цель просто присоединиться к этому медиахолдингу, какой смысл в общественном вещании вообще? Его приоритетом должно быть внедрение государственной информационной политики. А вот как это сделать в интересном для зрителя формате, как обеспечить альтернативные мнения и острое, но без откровенных манипуляций, обсуждение актуальных тем – это и есть задача господина Аласании.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme