Почему налоговая амнистия касается многих, а воспользуются ею единицы

В повестке дня заседания Рады — проекты законов об амнистии капиталов. Монобольшинство может их принять. Но идея налоговой амнистии мертва без главного — доверия к государству и готовности граждан быть честными перед ним, осознавая, что и государственный аппарат честен перед обществом

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Почему налоговая амнистия касается многи…

Вторничное заседание парламента начнется с рассмотрения группы проектов, которые обозначат законодательные рамки амнистии капиталов в Украине. Прежде всего это базовый президентский законопроект №5153, который вносит изменения в Налоговый кодекс и другие законы относительно "стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет". После него в первом чтении будет рассмотрен проект закона №5154 о внесении связанных с первым документом изменений в статью 29 Бюджетного кодекса (в повестке дня есть и альтернативный последнему проект закона авторства Ярослава Железняка из фракции "Голоса"). Третьим пойдет проект закона №5156 о соответствующих изменениях в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины.

Шансы на положительное голосование монобольшинства за эти инициативы есть, несмотря на многочисленные замечания к ним со стороны специалистов. Амнистия капиталов была среди предвыборных обещаний Зеленского, а обещания избирателю надо выполнять, особенно те, которые не повлекут за собой неприятные последствия для власти (как она считает).

Тем более что ранее, 3 июня, парламент уже принял в целом первый документ по этому пакету — президентскую инициативу №5155 о внесении изменения в ст. 16 Закона "О валюте и валютных операциях" в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс относительно стимулирования детенизации доходов.

Все о налоговой амнистии: сроки, условия, кого касается и что делать

Ключевой из сегодняшних документов, под №5153, дополняет переходные положения Налогового кодекса и ряда законов разделом, устанавливающим добровольное декларирование активов физических лиц как особый порядок декларирования физическим лицом его активов, полученных за счет доходов, подлежащих в момент их начисления налогообложению в Украине и с которых не были уплачены налоги и сборы, и которые не были задекларированы в нарушение налогового и валютного законодательства до 1 января 2021 года.

Кто подпадает и не подпадает под налоговую амнистию

Если документ примут, амнистия продлится с 1 сентября 2021-го до 1 сентября 2022 года. Налоговая амнистия позволит гражданам, уклонявшимся от уплаты налогов, открыть свое истинное имущественное положение и доходы, избежав при этом наказания. Ее объектами станут физические лица — резиденты Украины, в том числе самозанятые, а также физлица, которые не являются резидентами Украины, но были таковыми на момент получения объектов декларирования или начисления доходов и являются или были налогоплательщиками. То есть если вы получали зарплату в конверте или занимались бизнесом без оформления ФЛП или юридического лица, у вас есть шанс исправиться.

Чтобы легализовать свои доходы и в дальнейшем уже свободно и открыто ими пользоваться, достаточно предоставить налоговой соответствующую декларацию с указанием активов, принадлежащих вам на праве частной собственности, если такие активы были получены за счет доходов, не подлежащих налогообложению в Украине и с которых не были уплачены налоги и сборы. При этом информацию об источниках происхождения задекларированных активов в таких декларациях указывать не нужно.

Амнистии не подлежат граждане, которые за любой год, начиная с 1 января 2010 года, подавали декларации в соответствии с законами, которые определяют основы в сфере предотвращения коррупции (т. е. публичные служащие, кроме тех, которые подавались на конкурсы, но не были назначены на соответствующие должности). Не будут подпадать под действие закона также подсанкционные лица, несовершеннолетние и недееспособные. Активы, находящиеся на территории страны-агрессора, амнистии не подлежат.

И еще: государство фактически получает мощное влияние на всех. Если гражданин, например, занимает политическую позицию, идущую в разрез с линией власти, таким гражданином или его родными и близкими могут заинтересоваться, открыть относительно них производства.  

По каким ставкам должны облагаться эти незадекларированные доходы

2,5% (номинал государственных облигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных с 1 сентября 2021-го по 31 августа 2022 года для представления одноразовой декларации),

5% (валюта на счетах в банках в Украине, права требования к резидентам Украины, иное имущество, зарегистрированное в Украине),

9% (валюта на счетах за рубежом, права денежного требования к нерезидентам Украины, движимое и недвижимое имущество и т. д. за рубежом).

Чтобы легализовать деньги, иностранную валюту или банковские металлы, находящиеся в Украине, их нужно положить на специальный счет в банке (порядок его открытия после принятия законов должен утвердить Нацбанк). Для других активов нужно будет предоставить документы, подтверждающие их стоимость, или определить ее самостоятельно в декларации.

Что не подлежит декларированию по налоговой амнистии

  • Квартиры общей площадью до 120 кв. метров.
  • Готовый ли незавершенный жилой дом площадью до 240 кв. метров, коммерческие помещения площадью до 60 кв. метров.
  • Земельные участки в пределах нормы безоплатной передачи.
  • Одно транспортное средство личного использования (кроме предназначенного для перевозки 10 человек и больше, легкового автомобиля с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см среднерыночной стоимостью более 375 размеров минимальной заработной платы, мотоцикла с объемом двигателя более 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты и катера).
  • Другие активы суммарной стоимостью до 400 тыс. грн (меньше 15 тыс. долларов)

Автор закона обещает "создать стимулы для вывода из тени доходов, скрытых от налогообложения, будет способствовать повышению эффективности противодействия размыванию налоговой базы, привлечению в экономику Украины дополнительных ресурсов и ее активизации, повышению налоговой культуры граждан". На бумаге смотрится красиво, но очевидной является коррупционная составляющая: те, кто будут проверять правдивость деклараций, особенно на местах, по существу получат неограниченную возможность "доить" всех.

В чем недостатки налоговой амнистии

Здесь важно заметить, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады категорически не поддержало такой формат налоговой амнистии. Замечания управления изложены на 20 страницах, что бывает нечасто даже в условиях сегодняшнего состояния украинского парламентаризма. Концептуальным недостатком законопроекта специалисты считают, что нулевое декларирование должно быть введено практически для всех граждан и относительно всех активов, независимо от того, приобретены они с нарушением законодательства или нет. Тогда как сутью налоговой амнистии должно быть декларирование доходов, с которых не были уплачены налоги и сборы, и незадекларированных в нарушение законодательства активов. А также освобождение плательщиков одноразового сбора от юридической ответственности за нарушение законодательства. То есть речь должна была идти об ограниченном круге физических лиц, совершивших нарушения, а не о всех поголовно гражданах.

Отсюда вытекают другие недостатки законопроекта. Он должен был установить механизмы определения лиц-нарушителей и мониторинга их участия в процедуре специального декларирования. Должна была идти речь о введении персонифицированного подхода к оценке имущественного положения граждан в отличие от метода "уравниловки", как это предлагается в проекте, отмечают юристы из профессионального управления парламента.

Должен был быть (чего в проект нет) соблюден принцип добровольности спецдекларування для лиц, нарушивших закон, и нераспространения процедуры такого декларирования на добросовестных налогоплательщиков. Для последних в документе заложены существенные риски. В частности, трактовка государством легально приобретенных и обложенных активов как приобретенных с нарушением закона. Это касается и наличных средств, "которые почему-то все априори считаются приобретенными с нарушением законодательства и с них не уплачены налоги, несмотря на то что в Украине не существует запрета на хранение средств в наличной форме", и любых других активов, приобретенных с уплатой налогов и сборов и с которых уплачиваются имущественные налоги.

Серьезной проблемой проекта является возможность введения повторного налогообложения активов, приобретенных за средства, с которых уже уплачены налоги. Жесткое резюме научно-экспертного управления Рады относительно последнего пункта таково: "По сути, он подтверждает институциональную несостоятельность государства относительно осуществления надлежащего контроля за соблюдением соответствующего законодательства и привлечения виновных к персонифицированной ответственности за его нарушение, заменяя ее коллективной ответственностью".

Иными словами, инициатива "слуг" ставит на одну чашу весов добросовестных налогоплательщиков и тех, что уклонялся от уплаты налогов. Проект может быть обжалован в Конституционном Суде, поскольку, по мнению юристов аппарата ВР, "не соответствует конституционным принципам относительно обязательства каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ч. 1 ст. 67 Конституции Украины), и одному из основных принципов налогового законодательства, предусматривающего "равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации".

Стоит прислушаться и к следующему существенному замечанию: законопроект о налоговой амнистии "создает почву для социальных конфликтов в обществе, подрывает доверие граждан к государству, формирует соответствующее мотивационное поведение на будущее, что в итоге может иметь значительно более негативные последствия, чем кратковременные финансовые выгоды в виде определенных бюджетных поступлений".

Наверное, достаточно для того, чтобы забыть об этом документе как о страшном сне законодателя и начать писать новый, аналогичной направленности и принципиально другой по содержанию.

А если я не хочу пользоваться этой налоговой амнистией?

Вы можете и не пользоваться. Но за уклонение от уплаты налогов и непредставление деклараций предусматривается уголовная и административная ответственность.

Согласно статье 212 Уголовного кодекса, за неуплату более 119 тыс. грн налогов лицо могут наказать штрафом 340 тыс. грн с конфискацией имущества.

Почему налоговая амнистия в Украине скорее всего провалится

Напомним историю вопроса. Налоговая амнистия впервые была применена в Швейцарии, где амнистировали банковские вклады и капиталы Третьего рейха. Этот шаг положительно отразился на банковской системе страны и способствовал улучшению инвестиционного климата и макроэкономических показателей. Аналогичные мероприятия проводили Аргентина, Бельгия, Грузия, Казахстан, Латвия, Ирландия, Италия, Пакистан, Филиппины, Франция и др. И проходила она с переменным успехом. Так, если в Бельгии или Германии эта акция принесла успех, то в Грузии (2005 год) налоговая амнистия провалилась — почти не было желающих легализовать свои доходы, несмотря на низкую процентную ставку в 1% стоимости задекларированных доходов. От амнистии в бюджет Грузии поступило 35 тыс. долларов США.

Почти повсеместно власти решались на этот шаг из-за критического состояния национальных экономик, через возвращение капиталов надеясь подлатать дыры в государственной казне. Причем в некоторых странах преимущественно третьего мира амнистия капитала стала национальным видом спорта. В целом в большинстве случаев такой шаг государства или выливался в популизм, или проваливался из-за нежелания граждан декларировать доходы. Отказывались они это делать преимущественно из-за низкого уровня доверия к власти, государству и его институтам.

Сама по себе налоговая амнистия не влияет на прямую экономическую выгоду от уклонения налогов в условиях, когда не меняется налоговый кодекс, контроль за выполнением налоговых требований. Наконец, идя на такой шаг, государство признает свое бессилие в борьбе с теневой экономикой правовыми средствами. А его граждане, исправно платившие налоги, задумываются, какой был смысл это делать, если всем нарушителям теперь можно сделать это по системе амнистии и избежать наказания.

Украина, благодаря амнистии, по расчетам председателя парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, выведет из тени около $20 млрд, при том что у людей есть до 50 млрд долларов. Понятно, что ключевая ставка здесь — не на тетю Машу, которая торгует на базаре тапочками, а на частных предпринимателей и владельцев крупного бизнеса, зарегистрированного в офшорных зонах. Впрочем, учитывая уровень доверия к государственным институтам и уровень коррупции, сомнительно, что платить налоги начнут и эта наша тетя Маша, и крупный бизнесмен.

Кроме того, налоговая амнистия не заставит самых богатых украинцев заплатить деньги в бюджет, ведь многие украинские олигархи остаются политиками и госслужащими и должны были декларировать доходы в соответствии с антикоррупционным законодательством. А законопроекты Зеленского запрещают им воспользоваться правом на легализацию своего состояния и капитала.

Но вопреки всему отечественная власть все-таки намерена пойти на такой довольно популистский шаг. Для этого, как уже рассказывал Depo.ua, намерены воспользоваться опытом Аргентины.

Читайте больше: Чего не хватает налоговой амнистии Зеленского.

Украина, по мнению некоторых обозревателей, хотя и тяготеет к латиноамериканским политическим моделям, все же не совсем Аргентина. Сама по себе налоговая амнистия без наличия в стране крепких институтов государства может принести максимум временный, а не системный успех. Традиционно высокий уровень недоверия украинцев к власти и не слишком стабильная экономическая ситуация в стране, ухудшившаяся после карантина, имеют все шансы сделать эту инициативу провальной.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme