Битва отраслей. Можно ли спасти "Укрзализныцю" не за счет экспортеров

"Укгрзализныця" повышает тарифы на все виды грузовых перевозок, чтобы сбалансировать свой бюджет. Но это означает дополнительные затраты для бизнесов, нуждающихся в крупной транспортной логистике, прежде всего для экспортеров из ГМК и агросектора

Журналист ленты новостей
Битва отраслей. Можно ли спасти "Укрзали…
www.depositphotos

Цель УЗ, которая понесла убытки от войны и обеспечивала критические перевозки пассажиров и гуманитарных грузов – продолжить стабильную работу, а для этого до конца года госкомпании нужны дополнительные 26 млрд грн, из которых 14 млрд грн планируется получить из госбюджета, а 11,3 млрд грн – с бизнеса, за счет повышения тарифов. Министр инфраструктуры Александр Кубраков "уверен, что бизнес, ориентированный прежде всего на внешние рынки, адаптирует свою деятельность". Но действительно ли это возможно без значительных потерь?

В нормальных условиях такая сумма была бы не слишком значительна для металлургов и аграриев. Но сейчас в этих отраслях наблюдается кризис. Он связан как с потерей производственных мощностей, так и с усложнением и удорожанием логистики: морские порты заблокированы Россией, приходится экспортировать продукцию (прежде всего железную руду и зерно) только в западном направлении, пишет "ДС".

Основным продуктом украинского горно-металлургического комплекса (ГМК) на экспорт является железная руда, а в мире продолжается тенденция снижения цен на нее: с начала июня они упали на 20% (и еще больше на прокат). А в Европе, как отмечают эксперты, котировки уже на уровне безубыточности для наших производителей: железорудное сырье торгуется в пределах $90-100 за тонну концентрата и $130-140 за тонну окатышей, тогда как транспортировка в ЕС еще до повышения железнодорожных тарифов стоила $70 за тонну. Это означает, что увеличение стоимости транспортной составляющей по Украине теперь должно быть компенсировано не из кармана покупателей, а из дохода украинских продавцов, при этом у них уже может быть убыток, а не прибыль. На этом фоне не стала неожиданностью новость о приостановке (или сокращении) деятельности на нескольких ГОКах "Метинвеста".

Увеличение расходов на перевозку по железной дороге станет дополнительным фактором банкротства для агропредприятий. Дело в том, что из-за четырехкратного подорожания логистики (не только Украиной) стоимость внутренних цен на экспортно-ориентированную агропродукцию уменьшилась, несмотря на подорожание продовольствия в мире. По оценкам Украинской зерновой ассоциации, до конца года могут обанкротиться 50% производителей зерна. Для разрешения ситуации аграрии предлагают правительству наложить мораторий на повышение тарифов во время военного положения и нескольких месяцев после него (и отменить последнее решение УЗ), а также предоставить приоритет именно зерноперевозке по железной дороге. Ответа не последовало.

Таким образом, идет битва отраслей за денежные ресурсы. Но есть ли лучший выход, чем просто помочь "Укрзализныце" за счет других бизнесов, которые могут перестать работать? Да, с начала войны государство в лице Нацбанка непосредственно "печатает" деньги для правительства под военные облигации более чем на 200 млрд грн. На таких масштабах дополнительные 11,3 млрд грн эмиссии для УЗ точно не окажут значительного влияния на инфляцию, но, возможно, позволят продолжить работу предприятий, зависящих от железнодорожной логистики. В результате это будет лучше для экономики и ценовой стабильности.

Подробно о состоянии железнодорожной, аграрной и металлургической отраслей, статистике перевозок и ценовой конъюнктуре на основные товары украинского экспорта, а также о возможностях для примирения отраслей в битве за ресурсы – читайте в аналитической статье Алексея Шевнина "Тарифы и война. Как спасают "Укрзализныцю".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme