Битва отраслей. Можно ли спасти "Укрзализныцю" не за счет экспортеров
"Укгрзализныця" повышает тарифы на все виды грузовых перевозок, чтобы сбалансировать свой бюджет. Но это означает дополнительные затраты для бизнесов, нуждающихся в крупной транспортной логистике, прежде всего для экспортеров из ГМК и агросектора
- Весь мир
-
4 июля 2022 14:10
Цель УЗ, которая понесла убытки от войны и обеспечивала критические перевозки пассажиров и гуманитарных грузов – продолжить стабильную работу, а для этого до конца года госкомпании нужны дополнительные 26 млрд грн, из которых 14 млрд грн планируется получить из госбюджета, а 11,3 млрд грн – с бизнеса, за счет повышения тарифов. Министр инфраструктуры Александр Кубраков "уверен, что бизнес, ориентированный прежде всего на внешние рынки, адаптирует свою деятельность". Но действительно ли это возможно без значительных потерь?
В нормальных условиях такая сумма была бы не слишком значительна для металлургов и аграриев. Но сейчас в этих отраслях наблюдается кризис. Он связан как с потерей производственных мощностей, так и с усложнением и удорожанием логистики: морские порты заблокированы Россией, приходится экспортировать продукцию (прежде всего железную руду и зерно) только в западном направлении, пишет "ДС".
Основным продуктом украинского горно-металлургического комплекса (ГМК) на экспорт является железная руда, а в мире продолжается тенденция снижения цен на нее: с начала июня они упали на 20% (и еще больше на прокат). А в Европе, как отмечают эксперты, котировки уже на уровне безубыточности для наших производителей: железорудное сырье торгуется в пределах $90-100 за тонну концентрата и $130-140 за тонну окатышей, тогда как транспортировка в ЕС еще до повышения железнодорожных тарифов стоила $70 за тонну. Это означает, что увеличение стоимости транспортной составляющей по Украине теперь должно быть компенсировано не из кармана покупателей, а из дохода украинских продавцов, при этом у них уже может быть убыток, а не прибыль. На этом фоне не стала неожиданностью новость о приостановке (или сокращении) деятельности на нескольких ГОКах "Метинвеста".
Увеличение расходов на перевозку по железной дороге станет дополнительным фактором банкротства для агропредприятий. Дело в том, что из-за четырехкратного подорожания логистики (не только Украиной) стоимость внутренних цен на экспортно-ориентированную агропродукцию уменьшилась, несмотря на подорожание продовольствия в мире. По оценкам Украинской зерновой ассоциации, до конца года могут обанкротиться 50% производителей зерна. Для разрешения ситуации аграрии предлагают правительству наложить мораторий на повышение тарифов во время военного положения и нескольких месяцев после него (и отменить последнее решение УЗ), а также предоставить приоритет именно зерноперевозке по железной дороге. Ответа не последовало.
Таким образом, идет битва отраслей за денежные ресурсы. Но есть ли лучший выход, чем просто помочь "Укрзализныце" за счет других бизнесов, которые могут перестать работать? Да, с начала войны государство в лице Нацбанка непосредственно "печатает" деньги для правительства под военные облигации более чем на 200 млрд грн. На таких масштабах дополнительные 11,3 млрд грн эмиссии для УЗ точно не окажут значительного влияния на инфляцию, но, возможно, позволят продолжить работу предприятий, зависящих от железнодорожной логистики. В результате это будет лучше для экономики и ценовой стабильности.
Подробно о состоянии железнодорожной, аграрной и металлургической отраслей, статистике перевозок и ценовой конъюнктуре на основные товары украинского экспорта, а также о возможностях для примирения отраслей в битве за ресурсы – читайте в аналитической статье Алексея Шевнина "Тарифы и война. Как спасают "Укрзализныцю".
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 23:44Хоккейная сборная Украины выиграла чемпионат мира в своем дивизионе
- 21:34Эксперт: Ударами по НПЗ россии СБУ сажает путина на болезненный шпагат
- 18:03Неделя в эфире. Как будили украинцев в утреннем шоу "Просыпайся!" на "Мы-Украина+"?
- 16:13Киев до сих пор защищает водная линия обороны, которая появилась в начале войны благодаря Александру "Тихоходу", — эксперт
- 15:36Главный матч хоккейного сезона: сегодня сборную Украины ждет финал чемпионата мира
- 10:01 Спецоперация СБУ в Харькове: Враг намеревался поразить противовоздушную оборону ФОТО
- 09:54Оккупанты потеряли еще 20 танков и более тысячи военных, — Генштаб
- 08:37Обстрелы в Харьковской области: Синегубов рассказал о последствиях ударов 2 мая
- 19:41Григорий Козловский и ФК "Рух" устроили праздник для детей погибших защитников ФОТО
- 16:31Виталий Кличко примет участие в Саммите мэров европейских городов в Париже
- 16:28 Оккупанты сбросили КАБ возле Харькова: Пострадали четверо детей
- 14:36 Нардепу от "слуг" вручили подозрение в незаконном обогащении на 11 млн. грн.
- 13:46СМИ обвинили нардепа Заблоцкого в лоббировании поправки к растаможке авто: "В Украину поедет автомобильный хлам"
- 13:06IT-специалист Евгений Шевцов: Департамент киберполиции играет важную роль в борьбе с российскими хакерами PR
- 13:01СБУ схватила организатора "референдума" за присоединение оккупированной части Харьковщины к рф ФОТО
- 12:34 В Харькове дали пожизненное российскому командиру, который расстреливал гражданских ФОТО
- 12:30Ударом по "Новой почте" в Одессе рашисты уничтожили посылок на 3 миллиона грн
- 11:47Транспортный коллапс в Чернигове: И.о. мэра требует от Совета обороны области немедленно восстановить движение транспорта
- 10:26В единстве - наша сила: в Киеве пройдет крупнейший музыкально-культурный фестиваль этого лета V`YAVA Единение