"Беларусь" вместо "молдовы": Как "евробляхеры" планируют дожать Южанину

Владельцы авто на еврономерах хотят платить мало, а бизнес и власть продвигают разовую акцию

"Беларусь" вместо "молдовы": Как "евробл…

Очередное заседание парламентского Комитета по вопросам таможенной и налоговой политики было довольно скандальным. В обсуждении будущего законопроекта относительно растаможивания "евроблях" на комитете в среду стороны часто срывались на крик. А председатель Нина Южанина даже оперировала примерами о сыне ее швеи, которому осталось пару месяцев поездить на БМВ 90-х годов, потому что потом придется "поставить его под забор".

Добавило динамики диалогу и появление на комитете Дмитрия Святаша, которого активисты "Авто Евро Силы" называют лоббистом законопроекта №1389 (3251), вводившего стандарт растаможивания не ниже Евро-5.

Святаш, так же, как и представители бизнеса "Богдан", "Еврокар", "УкрАвто", тактически намекал активистам, что все проблемы - из-за них. Мол, миллионы украинцев платят налоги, а "евробляхеры" - нет. Дальше всех пошел представитель "УкрАвто" Александр Козис, который в собственной речи рассказывал, что из-за экономической политики страны ЗАЗ остановился и 23 тыс. людей потеряли работу. А еще в 2008 году они выпустили 240 тыс. легковых авто. И все это, мол, из-за таких, как активисты, которые не хотят платить налоги.

"Корпорация понесла большие потери и при переходе на Евро-4, потому, что нужно было модернизировать производство. Сейчас мы импортируем авто, начиная от дешевых "Черри" и заканчивая "Мерседесами". Конституция говорит, что у нас не может быть дискриминации ни по одному признаку. Так почему одни люди покупают автомобили и платят все налоги, а другие везут из Европы, и от них в бюджет не поступает ни копейки?" - сокрушался Козис.

Он почему-то забыл, что "Ланос" с конца 90-х до 2008-го, так и в последние годы совсем не изменился. И именно эта устарелость и низкое качество, а также высокая цена могут быть причиной таких печальных последствий. А также про налоги, заложенные в стоимость топлива, которые платят даже "евробляхеры", заправляя машины.

На вопрос активистов, почему "Ланос" в Москве стоил $5 тыс, а в Украине - $10 тыс., им ответили, что в "Ланосе" стоимостью 190 тыс. грн - 60% налогов. В "Богдане" и "Еврокаре" также напомнили активистам о налогах.

Впрочем, кроме уже традиционной для заседаний комитета словесной битвы был и конструктив.

Беларусь вместо Молдовы

На прошлых заседаниях комитета высказывались несколько предложений по легализации "евроблях". Одним из них был "молдавский" вариант растаможки, который касался бы авто, ввезеных на территорию Украины до 1 января 2018-го. Льгота для растаможивания составляла бы 70%. То есть, для легализации автомобилей по "молдавскому" сценарию придется оплатить только 30% от действующих ставок.

Также звучало предложение использовать единую ставку к уже завезенным авто - 800 евро за "евробляху".

Активисты получили часть законопроекта с запретами и ограничениями, которые должны заработать после принятия. Эти предохранители вносятся в законодательство и Таможенный кодекс. Они полностью перекроют законодательные дыры, по которым сейчас водители могут заехать в Украину на "евробляхах" по разным схемам, от транзита с нарушением сроков ввоза авто до передачи автомобиля в пользование иностранцем, и спокойно себя чувствовать.

Новые ограничения предусматривают обмен информацией между органами доходов и сборов, Госпогранслужбой и Нацполицией. Условно говоря, если "евробляха", которая стоит на балансе "литовской фирмы", с украинцем заедет в Украину, ее пребывание здесь возможно до 10 суток. Если срок временного ввоза превышен, например, на 20 суток, будет штраф - пять тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. А это, извините, 85 тыс. грн. А если превышение более 30 суток - это 170 тыс. грн. Пограничники будут вносить данные о машине и тех, кто на ней заехал. После того, как машина превысила срок, они будут сообщать в полицию. Которая, в свою очередь, может задержать автомобиль на дороге. Самая жесткая санкция предусматривает даже конфискацию машины. Кроме этого, передача транспортного средства личного пользования, временно ввезенного на таможенную территорию Украины лицом, которое его ввозило другому лицу во владение или пользование, также будет караться на тысячу необлагаемых налогом минимумов - 17 тыс. грн. Это уже крест на бизнесе многочисленных компаний, которые "гоняют" украинцам машины из Европы. Потому что везут их сотрудники фирм, которые затем передают авто украинцу, его заказавшему. Запретов там немало, мы назвали лишь несколько.

Эти предохранители будут составлять вторую часть законопроекта. В первой комитет Южаниной хотел увидеть от активистов предложения по условиям растаможки "евроблях". И Южанина четко подчеркивала, что акция будет разовая до 2020 года, когда в Украине согласно договоренностям с ЕС должен снова заработать техосмотр. Некоторые предложения о 800 евро за "бляху" и "молдову" уже озвучивались.

На очередное заседание активисты пришли с собственным предложением по первой части. Они хотят взять за основу законопроект № 1389, в народе - 3251, который касается растаможки подержанных авто не старше Евро-5 с пониженным акцизом. "Авто Евро Сила" предлагает продолжать обсуждать цифры с Минфином и еще их снижать, чтобы прийти к так называемому "белорусскому" варианту. Когда растаможка авто с двигателем объемом 2.5 литра в Украине будет стоить 500 евро, а до 5 литров - 1000 евро. Это было озвучено на комитете, а также условия уже после заседания подтвердил один из лидеров "Авто Евро Силы" Олег Ярошевич.

Возьмем закон 3251 и авто Volkswagen Jetta 2.5 стоимостью 6900 евро и 2010 года выпуска. Налогов с такой машины придется оплатить всего 3042 евро. Но и такие суммы активисты считают слишком большими, потому что они говорят в основном о авто Евро-4 и Евро-3, которые сейчас растаможить в Украине невозможно. Между прочим, "Авто Евро Сила" как раз выступает за снижение экологического стандарта Евро-3. По нем в Украину можно будет завозить и растаможивать автомобили 1998 года.

Южанину такое предложение очень удивило, поскольку на комитете говорилось, что за авто с объемом двигателя 1.5 и стоимостью 3 тыс. евро нужно будет заплатить тысячу евро за растаможку. Мол, активисты многовато хотят. Также ее не устраивает минимальный год авто - 1998 и 1999, на котором настаивают активисты. Потому что очень старые машины, поэтому от экологического стандарта надо отказаться. Тот же Святаш вообще выступает за сохранение Евро-5 и исключительно разовую акцию по растаможке уже завезенных "евроблях". А потом банальное закрытие границы для них до 2020 года. Южанина дала понять активистам, что к обсуждению цифр вряд ли присоединится кто-то из Минфина или Минэкономразвития.

"Авто Евро Сила" стоит на своем - акция должна быть не разовая, а постоянная и по европейским тарифам.

Третья часть

Кроме двух частей законопроекта на комитете Южаниной обсуждалась и третья. Она касается определенных гарантий, что в 2020 году, когда будет введен техосмотр, украинцы смогут растаможивать старые машины без привязки к стандарту Евро-5, который должен быть отменен. Так же должен быть прописан расчет пошлины, НДС и акциза. Южанина отметила, что сейчас уже создается соответствующий калькулятор. И машину в 2020-м можно будет растаможить даже 1995-го года выпуска, если она пройдет техосмотр. Этот момент весьма повеселил активистов, которые логично спросили, зачем на два года вводить какие-то разовые акции и ограничения, если в 2020-м можно будет растаможить даже старый хлам. И справедливо требовали гарантий, что это на самом деле заработает. По словам Южаниной, все три части будут прописаны в одном законопроекте.

Компромисса нет

На следующее заседание, которое состоится через неделю, активисты должны доработать свои предложения, чтобы уже обсуждать законопроект. Южанина в очередной раз дала понять, что вопрос нужно закрывать как можно скорее. Вот только со стороны активистов нет желания идти на условия комитета, дилеров и бизнеса.

Если кратко, комитет и бизнес предлагают "евробляхерам" разовую акцию с льготной растаможкой уже завезенных на территорию Украины "блях" и закрытие схем до 2020-го года. Более того, каждый украинец, имеющий такое авто, должен будет выехать за границу, оформить договор купли-продажи и уже потом приехать за украинскими номерами с подтверждением, что он эту машину приобрел.

Активисты соглашаются с последним условием растаможки, но их не устраивает разовость акции и предложенные суммы. "Авто Евро Сила" настаивает на создании законопроекта, который бы раз и навсегда легализовал растаможки "евроблях", отменил стандарт Евро-5, взяв за минимум Евро-3, а также снизил налоговую нагрузку. Для них это важно, потому что тогда не совсем легальный бизнес с ввозом и продажей авто на еврономерах украинцам сразу бы вошел в законодательное поле, а схема с "литовцами" на дорогах отошла бы в прошлое. При этом компании бы стали официальными дилерами подержанных авто, на которых бешеный спрос. По подсчетам активистов, в Украине стало бы на 4 млн автомобилей больше. Сейчас же "евроблях" на украинских дорогах, по разным данным, - 1,5 млн (застрахованных - всего 140 тыс.). И их вряд ли волнует, что условный Святаш может также стать дилером и составить им конкуренцию. Потому что доверие простых украинцев, которые будут покупать дешевые машины, будет именно к сегодняшним активистам.

Бесспорно, такой вариант не устраивает бизнес, продавцов дешевых "Чери" по $8-10 тыс и так далее. Потому что их машины никто бы не покупал, учитывая технологическую устарелость, низкое качество и небезопасность в целом. Ведь "литовцами" конца 90-х есть в том числе BMW 5-й серии с 12-ю подушками безопасности. Которые обойдутся в несколько раз дешевле за новые "Чери", "Сенс", которые и близко не имеют подобных характеристик.

Чем завершится история, спрогнозировать трудно. Власть и бизнес вряд ли пойдут на условия активистов. Те обещают дальнейшие акции. У "Авто Евро Силы" есть как минимум 140 тыс. человек, центры даже в маленьких городках и высокая мобилизационная способность. Надежд на компромисс все меньше.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme