Основатель Боевого Гопака: "Монах шаолиньского храма сказал, что у них сохранены легенды о нас"

Владимир Пилат рассказал Depo.ua об обиде на японцев, 30 годах борьбы за боевое искусство и почему основатель и его "детеныш" празднуют один день рождения на двоих

Основатель Боевого Гопака: "Монах шаолин…

15 сентября 2015 года основателю украинского боевого искусства Боевого Гопака львовянину Владимиру Пилату исполняется 60 лет, самому одноборству - 30.

Основатель и, как называет себя Пилат, верховный учитель первой в Украине Школы Боевого Гопака и по отцовской, и по материнской линиям происходит из древних и знатных семей. Род его деда по отцу еще с 1121 года имел свой родовой герб. А отец его матери нес службу в личной охране австрийского императора Франца-Иосифа.

Он говорит, что и деды, и бабушки с детства воспитывали его по казацкому кодексу чести. Он не мог себе позволить многое из того, чем "грешили" ровесники. Однако были в этой суровости и свои плюсы: самодисциплина и трудолюбие, которые позволили достичь высоких спортивных результатов и возродить боевое искусство предков.

Засновник бойового гопака Володимир Пилат про образу на японців та 30 років боротьби за бойове мистецтво - фото 1

- В день своего юбилея Вы летите в Канаду, так что свой день рождения будете праздновать в дороге?

Я 15-го вылетаю и в тот же день прилетаю. Так что праздновать свое 60-летие буду в Канаде, но не в воздухе, а на земле. Хотя и не родной.

- Есть ли у Вас какие-то традиции празднования дня рождения? Возможно, они связаны с Боевым Гопаком?

Как правило, мы проводим фестиваль в эти дни. Собираются все школы, разные ученики: собираемся, показываем свои способности - это своего рода экзамен для моих учеников. Кроме того, совпадение или не совпадение, но есть такой факт. В 1985 году у меня была договоренность с городским отделом комсомола во Львове о том, что мне в сентябре выделят спортзал для занятий. Они долго занимались этим вопросом. 1 сентября решения еще не было, 2 - тоже нет, 7 - тоже и, наконец, 15 сентября мне говорят: "Владимир Степанович, мы для вас нашли зал, можете начинать работу". Поэтому получилось так, что первый спортзал Школы Боевого Гопака нашелся как раз на мой 30-й день рождения. Так что можно считать эту дату - 15 сентября 1985 года - датой основания Боевого Гопака в Украине. И тридцать лет у меня двойной праздник - собственный день рождения и Школы.

- Из Вашей биографии известно, что в юности Вы увлекались восточными одноборствами и достигли хороших результатов (Пилат в течение 17 лет изучал киокушин каратэ, из них 8 лет был сэнсэем. Параллельно изучал годзю-рю, соне, шитокан каратэ, кикбоксинг, дзюдзюцу и айкидо, - ред.). Как так случилось, что Вы отошли от восточных боевых искусств и увлеклись украинскими?

Моему возвращению в украинские традиционные искусства поспособствовало оскорбление моего национального достоинства, когда мои друзья поехали на чемпионат по каратэ в Японии и приехали оттуда сильно оскорбленными и возмущенными тем, что японцы не уважали белых людей, считая их больными. В частности, они жаловались на то, что японцы считали, что белый человек не может достичь высоких духовных уровней. А я в то время был фанат - самурай сенсей, хотел достичь самых высоких степеней совершенства и мечтал тренироваться, чтобы поехать в Японию и учиться у мастеров. И тут мне говорят, что японцы считают, что европейцы могут достичь только 3 степени с 13 степеней Конге. Я разочаровался. Мечтал о развитии, а тут, оказывается, у меня никаких шансов. Ну и разговоры о негативном приеме нашей делегации также повлияли.

Тут как-то само собой я вспомнил, что обе мои бабушки говорили: "Мы казацкого рода", - и как-то подумалось, что действительно так и есть - у нас богатая собственная история, почему же мы постоянно пытаемся заглянуть в иные традиции. Вот так я и начал возвращаться в казацкое русло.

- То есть можно сказать, если бы японцы не отнеслись негативно к нашей делегации, то Боевого Гопака, скорее всего, не было?

Именно так. Собственно, обида на них поспособствовала моему возвращению к собственным корням. Я тогда решил создать экспериментальную школу в 1985 году. Тогда начал преподавать гопак и параллельно еще преподавал каратэ - не мог его покинуть до 1987-го, а потом - только Боевой Гопак.

У нас в семье были четко установленные законы, которых не могли нарушать ни дети, ни взрослые. Мы никогда не были рабами, мы всегда были свободными людьми. Я очень много искал о видах украинской национальной борьбы в различных архивах, однако фальсификаторы нашей истории настолько все уничтожили, что куда ни ткнись - везде одно: украинцы - крестьянский род, нация земледельцев. Я же не знал еще тогда, что нашу историю за нас писали немцы, поляки, евреи, татары, турки, русские - кто угодно, только не украинцы. Уже позже, когда я получил книги из Америки, Канады, то увидел, насколько сфальсифицировано наше прошлое.

- Изменилось ли сейчас отношение японцев к украинцам, ведь наши соотечественники ездят в Японию и учатся у высоких учителей?

Да, сейчас японцы изменились, они уже не являются такими агрессивными, они уже увидели, что такое европейцы, и оценили их возможности. Нет больше такой категоричности.

- Странно, что зарождение школы Боевого Гопака пришлось на советские времена. Не преследовала ли Вас тогдашняя власть за пропаганду националистически направленной идеологии?

При Советском Сюзе я как раз попал на такое время, что россияне возрождали рукопашный бой Кадошникова, узбеки и таджики - Кураш, появилась борьба Тризна и другие виды боевых искусств. Это подавалось как движение молодежи. Комсомольская идея была уже разрушена, и нужно было искать какие-то новые примеры для воспитания молодежи. Было решено восстанавливать традиционные боевые искусства. Я взялся за гопак. Тогда его не считали националистически направленным.

Засновник бойового гопака Володимир Пилат про образу на японців та 30 років боротьби за бойове мистецтво - фото 2

- Сколько сейчас в Украине открыто школ, где обучают Боевому Гопаку?

Когда-то у нас даже в Донецке был гопак, там этого тренера полгода терроризировали, пока он не бросил заниматься им. Это еще задолго до всех этих событий началось. Было время, когда в Харькове был гопак - там тоже тренера хотели убить, и он был вынужден переехать на Западную Украину. Был Боевой Гопак в Херсоне, Чернигове, Полтаве - и школы закрылись. Во время событий на Майдане уничтожили гопак в Днепропетровске. Сейчас там, правда, снова работает группа людей, но она очень маленькая. А вот в Николаевской и Одесской областях. В Киеве тоже есть. Во Львове, как и в других городах Западной Украины, также развит.

Засновник бойового гопака Володимир Пилат про образу на японців та 30 років боротьби за бойове мистецтво - фото 3

- Есть международное признание украинского боевого искусства?

Да, признание есть, и немаленькое. Вот, например, в 2001 году мы ездили в Южную Корею на крупнейший мировой чемпионат боевых искусств в Гуанчжоу. Наше выступление оценили очень высоко.Там было представлено около 80 государств, и мы среди них заняли 3 место. Там не было поединков, только показательные искусства. Первое место заняли монахи Шаолинь с кунг-фу, второе - капоэйра, и третье - мы. Это был наше первое выступление в мире. Один монах шаолиньского храма подошел к нам и говорит, что они знают о нас, и что у нас были сохранены легенды о вас, которые ходили в таких красных штанах. Наши ребята были очень удивлены.

Сейчас у нас запланированы гастроли в Италию, Испанию, Португалию, сейчас едем в Канаду. Словаки недавно тоже звонили, а ребята только что вернулись из Чехии. Так что развитие понемногу идет. Правда, мы надеемся только на собственные силы.

- Государство вообще не помогает ни с поездками, ни с помещениями?

Нет. Вообще никакого содействия, никакой поддержки. В то же время меня удивляет то, что титушки, которые убивали людей на Евромайдане, - для них Украина почему-то организовывает чемпионат Украины по рукопашному бою, а для нас никакой поддержки нет. Ни с залами для тренировок, ни с поездками.

Более того - из года в год мы не можем стать олимпийским видом спорта, чтобы о нас узнали во всех уголках мира. В принципе, мы соответствуем всем требованиям, которые нужны для олимпийского вида спорта, но есть куча нюансов. Один из них - ежегодный взнос в 5 млн долларов. Я не знаю, где его взять, а государство не хочет нам помогать.

К тому же я не имею ни одной спортивной школы, нам не дают возможности построить Сечь, нет своего храма - государство ничему не способствует. Мы сейчас развиваемся как общественное движение, а не как боевое искусство - тренируемся, где придется, где находим место.
Одна женщина в Брюховичах под Львовом - Иванишин Борислава Дмитриевна - подарила нам свой дом под школу боевого гопака. Так сейчас идет такой террор, чтобы она нас оттуда выгнала, чтобы нас там не было. Спрашивается, кому мы мешаем? Что мы делаем не так? У нас 30 лет сухой закон, не курим, 90% наших выпускников имеют высшее образование. Что они от нас хотят - не знаю. Почему нам никто не помогает - тоже не знаю.

Засновник бойового гопака Володимир Пилат про образу на японців та 30 років боротьби за бойове мистецтво - фото 4

Фото УНИАН

- Как Вы считаете, почему у нас такая плачевная ситуация с популяризацией аутентичного боевого искусства? Это какая-то такая украинская национальная черта - не смотреть на свое, а восхищаться чужим, большое влияние на это имеет аморфность со стороны государства?

За 30 лет существования боевого искусства нас ни разу не пустили ни в военное училище, ни в военный лицей - идет тотальная блокада военными чинами, чтобы сознание не пришло в армию. Им нужны бультерьеры, а не солдаты, им нужны наемники, готовые воевать за деньги, но им не нужны герои своей Родины. Им не нужна философия украинского рыцарства. Государству нужны рабы, а не идейные защитники, поэтому, наверное, он не поддерживает развитие Боевого Гопака.

- А какие основные постулаты вашего Кодекса?

Сама наша казацкая прическа - прядь волос - является признаком рыцарей Света или Солнца. Очень древняя философия, которая имеет тысячелетнюю историю. Воин по нашим законам должен служить Богу и народу. Воин должен быть защитником государства, культуры, языка. Бог создал разнообразие народов и культур, и все они имеют право на жизнь. Так и мы имеем право на жизнь.

Если говорить об уровне мастерства гопаковцев, то их существует семь среди четырех уровней развития. Первые три уровня мастерства ученические: "Жовтяк", "Сокол" и "Ястреб" (соответствуют III, II, I и спортивным разрядам единой квалификационной системы Украины), промежуточный - "Джура" (соответствует кандидату в мастера спорта единой квалификационной системы Украины) и художественные - "Казак", "Характерник" и "Волхв" (которые соответствуют званиям мастер спорта, мастер спорта международного класса и заслуженный мастер спорта). "Волхв" является наивысшей степенью, где происходит переход от чистой физической работы в створ умственной борьбы, духовной и энергетических практик.

Засновник бойового гопака Володимир Пилат про образу на японців та 30 років боротьби за бойове мистецтво  - фото 1

- Вы сказали, что самые высокие в Боевом Гопаке - "Характерник" и "Волхв". Много ли в Украине таких титулованных мастеров?

Волхвов в Украине очень мало - до десяти, не больше. Я не называю их имен, потому что когда только называю человека - у него сразу начинается террор со стороны СБУ, милиции, проблемы с налоговой. До такого уровня надо дорасти - это же не какой-то обман или бутафория. Это есть духовные практики и духовные способности, то не так просто получить такое звание.

- Увеличилось количество учащихся за последние два года, учитывая всплеск патриотизма?

Да, конечно, нас стало больше. На Майдане популяризация была хорошая. Но, к сожалению, проблемы не решаются. Много наших ребят воюют за Украину на востоке. Мы ездили выступали на фронт для солдат. Честно говоря, много мы встречали людей, которые были шокированы нашими выступлениями. Они вообще не знали, что в Украине есть собственное боевое искусство. Нас это удивляет и смущает - представьте, как блокируется информация, что до сих пор есть куча людей, к тому же солдат, которые не знают об украинском боевом искусстве.

Мы выступали перед ребятами, и они смотрели с открытым ртом, потом говорили, что это так "круто и красиво", задавали много вопросов - что это такое и как этому научиться. После фронта многие обещали заняться гопаком. Почему так? Нас же никто не пускает на центральные каналы телевидения, на радио, мы как в консервной банке - закрыты, законсервированы, чтобы никуда не вылезли.

- В Вашей биографии есть неудачная попытка депутатства в Львовском городском совете. Не собираетесь ли Вы повторить баллотирование?

Да, действительно, есть такой эпизод в 2010 году. В час ночи выиграл выборы, меня поздравляли, было 8,5 тысячи голосов, а утром оказалось, что выиграл Тарас Чорновил. Я считаю, то была фальсификация, поскольку утром у меня вместо 8 тысяч 100 голосов. В политику больше не пойду - грязное дело. Лучше быть слугой народа, среди народа, чем быть слугой народа, изолированным от него.

- Напоследок личный вопрос, поскольку в интернете информации найти не удалось. Есть ли у Вас семья?

Нет жены. Не выдержали. Но сын, слава богу, со мной. Одна умная женщина решила, что сын должен быть с отцом, и доверила его мне.

Справка depo.ua. Боевой Гопак - украинское боевое искусство, воссозданное на основе элементов традиционного казацкого боя, сохранившигося в народных танцах, и собственного опыта исследователя боевых искусств львовянина Владимира Пилата.

Боевой Гопак - это система гармоничного развития личности. Это боевое искусство, которое предполагает, помимо спортивной подготовки, еще и владение традиционным оружием, обязательно - пение, игру на музыкальных инструментах, ораторское искусство, написание стихов, изучение нескольких языков. Особое внимание уделяется развитию умственных и духовных качеств личности. Все усилия направляются на возрождение типа воина, который был в Украине Казацкой эпохи.

Работа над возрождением рыцарского искусства украинцев под названием "гопак" началась во Львове в 1985 году, с 1990 по 1997 год Боевой Гопак развивался под эгидой фольклорно-спортивной ассоциации "Галицкая Сечь". В 1996 году во Львове были проведены Первые всеукраинские соревнования по Боевому Гопаку, в которых приняло участие более 150 гопаковцев. в 1998 году создан постоянно действующий Учебный центр Школы Боевого Гопака.

Сегодня в Украине насчитывается более 7000 гопаковцев.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme