День Реформации: Зачем Кличко устроит Праздник благодарения неизвестно кому

Анонсированный на 17 сентября Праздник благодарения не имеет отношения к США и приурочен к 500-летию Реформации. Но почему и кого благодарить – неизвестно, ибо даже происхождение средств на мероприятие держат в секрете

День Реформации: Зачем Кличко устроит Пр…

На днях на сайте КГГА появилось объявление, что 17 сентября в Киеве будет проходить Праздник Благодарения, поэтому будет перекрыт центр города. Мероприятий запланировано много: концерт, фестиваль, спортивные соревнования и выступление легендарного мотивационного тренера Ника Вуйчича. В детской игровой зоне самых маленьких участников мероприятия будет развлекать любимый герой мультфильма Робик. Также для всех будет работать тактильный зоопарк и уличный кинотеатр. Гости праздника увидят самую большую карту Украины из овощей и фруктов.

Программа почти как на День Независимости.

В соцсетях горожане начали обсуждать, что же это за праздник? Если американский день благодарения – то рановато. Да и вообще – при чем здесь Украина?

В КГГА объясняют – они не являются организаторами и знают только, что Праздник благодарения приурочен к 500-летию реформации и проводит мероприятие "Всеукраинский оргкомитет по празднованию 500-летия Реформации". Цель движения реформации "Превратить нынешние возможности в настоящее общественное движение, познакомить украинцев с жизненными ценностями Реформации, призывать к обновлению всех сторон личной и общественной жизни в соответствии с библейскими принципами".

Но при чем здесь Праздник благодарения, и кому и за что мы, украинцы, 17 сентября должны сказать спасибо, после звонка в Киевскую государственную администрацию так и осталось неизвестным.

Как известно, Реформацию начал своим молотом Мартин Лютер, прибив к церковным дверям свои "95 тезисов". Культурно-религиозные изменения, которым он дал начало в Германии, впоследствии перекинулись на добрую половину мира, что имело своим следствием социальные, экономические и политические трансформации. Это было время разрушения традиционного феодального общества и натурального хозяйства, интенсивного развития рыночных отношений, географических открытий, колонизации Америки, куда бежали протестанты. На первое место вышла буржуазная элита с ее ценностями.

Энергичность, инициативность, то, что мы сейчас называем бизнес-жилкой, выходит на первый план.

Протестантизм считают одним из главных факторов становления капитализма, ведь страны, где подавляющее число жителей были протестантами, начали очень быстро развиваться.

В глобальном плане реформация, и как ее следствие – возникновение протестантизма, разделило Европу и инспирировало многочисленные военные конфликты под религиозными предлогами.

Вершиной противостояния между протестантами и католиками стала Тридцатилетняя война (1618-1648), завершившаяся Вестфальским миром, который уровнял протестантов с католиками. Был признан принцип "чья страна — того и вера". А в международной политике появилось понятие "Вестфальская система". Она предусматривала обеспечение суверенитета государства на своей территории.

В общем, огромное влияние Реформации на дальнейший мир можно описывать долго и много, потому что он повлиял и на геополитику, и на религию, и на культуру с образованием.

Но, опять же, причем здесь Украина, где протестанты не составляют даже пяти процентов населения?

Известно, что она проникла в Украину в незначительной степени в 16 веке. из Чехии через студентов, которых поразили идея Яна Гуса, а также через гуситских эмигрантов в Польше и Литве. Более сильное влияние отмечено после Люблинской унии 1569.

Протестантизм одобрял перевод религиозной литературы на национальные языки, и так, вслед за чешскими (а мы уже знаем, что в Чехии протестантизм был очень популярен) переводами Священного Писания в 16 веке появляются переведенные на тогдашний литературный украинско-белорусский "Новый Завет" Негалевского (1581), Евангелие Тяпинского в кон. 16 в., Пересопницкое Евангелие (1556-1561), основанные преимущественно на протестантских текстах. Эти переводы употреблялись не только для частного чтения, но и при богослужениях ("Триодион", 1664). Одновременно с тем ширилась проповедь на живом языке. На украинских землях приобретает распространение практика свободной интерпретации библейских текстов, в т. ч. и светскими людьми. Появляются библейские переводы на разговорной речи.

Под влиянием Реформации, наряду с традиционным в Украине церковнославянским, начал употребляться книжный украинско-белорусский язык, как язык литературы.

Протестантизм, ориентируя верующих на постоянное чтение Библии, способствовал развитию школ. Создаваемые протестантами школы заставили и католиков, и православных интенсифицировать образование. На территории Украины и Беларуси появляются школы при мещанских братствах. Поэтому можно говорить, что Реформация стала стимулом для "образовательной революции" в Европе.

В образовательном участке определился ряд реформационных школ, которые иногда превышали по своему уровню католические, и в них охотно училась украинско-белорусская молодежь (например, социнианские и арианские школы на Волыни).

Реформация усилила традиционную черту украинской церкви — ее соборноправность, что особенно проявилось в деятельности церковных братств (16-17 века). Члены братства практиковали чтение св. Письма, не только на сходках, но и дома, следили за поведением своих членов, имели надзор над церковными делами, контролировали деятельность священников и епископов, вплоть до выступлений против некоторых из них, как "врагов истины" (Устав Львовского Братства, 1588).

С другой стороны, и светские люди начинают вмешиваться в религиозные дела, все больше поддерживается идея светского патроната над церковью. Она даже начинает реализовываться на украинских землях. Епископам это не нравилось, поэтому их переход на унию с Римом был в некоторой степени вызван Реформацией.

В области социально-политической, Реформация в Украине сказалась также ростом национального сознания и политической активности козачества, которая устанавливала все большее сопротивление польскому господству в Украине и активно поддерживала православную церковь против наступления католицизма. В поисках союзников против Польши, козаки начали ориентироваться также на помощь протестантских государств (Швеция, Трансильвания, Бранденбург).

А еще внутренняя реформационность украинского православия была одним из иммунитетов, которые не давали появиться в Украине XVII–XVIII вв. собственным оппозиционным православию сектам, как это было, например, на России. Протестантизм, прежде всего – баптизм, который в последние столетия распространился в Украине, был протестантизом западного образца, а не российского. Это косвенно свидетельствует, что Реформация в Украине была внутренним явлением и в целом соответствовала западноевропейскому типу.

Но влияние и успехи Реформации в Украине не были длительными. Как и сама страна, отечественный протестантизм оказался между католицизмом и православием, которые враждовали между собой и были против протестантов. Благодаря пропаганде, "лютеры" в глазах православного общества стали почти маргиналами, и даже до наших дней определенная часть общества относится к протестантам с недоверием.

Хотя именно их пасторы одними из первых поехали капелланами в АТО, где поддерживали, исповедовали и провожали в последний путь всех, кто об этом просил.

Так что Украина к Реформации таки имеет немалое отношение. Но опять же – при чем тут Праздник благодарения?

Учитывая все изложенное выше, так же логично было бы его проводить и, скажем, в день Соборности. Или в День Независимости. И тем более - в День Защитника Украины.

К большому сожалению, в оргкомитете нам отказались ответить на это вопрос. И на вопрос, за какие средства проводятся мероприятия (ну чтобы хоть здесь понять, кого благодарить) – также, ответив на последний вопрос: "а какая вам разница".

На сайте религиозно-информационной службы Украины мы вычитали, что цель этих мероприятий – "выразить благодарность Господу Христу за благословение в различных сферах общественной жизни, которые имеет Украина, и заявить о большом положительном потенциале в евангельском учении (Библии) для добрых перемен и реформирования страны".

Вместе с тем, у протестантов есть и День Благодарения – Праздник Жатвы, который каждая община отмечает в свой день, в благодарность Богу за урожай.

То есть, Праздник благодарения, проведение которого назначено на 17 сентября – религиозно-культурное мероприятие, и к украинским календарным праздникам отношения не имеет. Хотя конечно, добрых намерений организаторов это не отменяет.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme