Успех по-фински: На что МОН обрекает мозг украинских детей

Из-за недостатка средств правительство решило отложить реформу образования. Впрочем, некоторые изменения в системе школьники могут почувствовать уже со следующего года

Успех по-фински: На что МОН обрекает моз…

По крайней мере, МОН выпустило рекомендации по преподаванию общеобразовательных предметов. Документ занимает 127 страниц, хотя в основном описывает нюансы наподобие внесения или вынесения определенного произведения из программы. Но несколько интересных моментов все-таки есть.

Например, первоклашкам домашние задания задавать не будут, а во 2-4 классах их выполнение должно занимать от 45 минут до 1,5 часа. На выходные и праздники давать домашнюю работу вообще запрещено.

В первом классе знания будут оценивать устно. Словесная характеристика вместо оценок, по решению школы, может остаться и во втором классе.

Для учителей предусмотрена определенная свобода – например, способы передачи знаний и порядок изложения тем а также количество посвященных им часов педагоги выбирают самостоятельно.

Для учащихся 6-10 лет хотят ввести так называемые интегрированные уроки – когда знания по нескольким дисциплинам подаются в рамках одной темы. Предлагают также нестандартные формы занятий - урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник.

Изучение второго иностранного остается на усмотрение самого учебного заведения. Но попрактиковать иностранный детям будут предлагать в пришкольных языковых лагерях Go Camp с помощью волонтеров из разных стран.

С этого учебного года активно принимаются внедрять концепцию "Новая украинская школа". Так, подход к изучению географии в 5-9 классах должны коренным образом изменить – мол, от отдельных параграфов перейдут к целостной картине мира и знаниям, которые могут понадобиться ученикам в будущих профессиях.

Так, в 6-м классе одной из содержательных линий "Здоровье и безопасность" детям расскажут о природных явлениях, минеральных водах, ядовитых животных и растениях и правилах обращения с флорой и фауной во время путешествий. А линия "Предпринимательство и финансовая грамотность" должна открыть глаза на возможности развития бизнеса в определенном регионе. Также существуют линии "Экологическая безопасность и устойчивое развитие", "Гражданская ответственность".

Эти же содержательные линии присутствуют в курсе физики и химии.

Занятие по физкультуре в начальной школе предлагают разнообразить уроками по хореографии, ритмике, плаванию. В основном, предложение утопическое, ведь учебное заведение вряд ли будет нанимать учителей и искать специально оборудованные помещения ради такой экзотики.

Предусмотрены в программе и курсы "морально-духовного направления" – "Этика", "Христианская этика в украинской культуре", "Библейская история и христианская этика", "Основы христианской этики". Правда, это составляющая вариативной части (то есть, дисциплины на выбор) и будут применять их с согласия родителей. Также, если согласятся школа и родители, в старшей школе предлагают попробовать курс "Гражданское образование". Сейчас он является пилотным проектом.

ФИНСКИЙ ВЕКТОР

При ближайшем рассмотрении даже эти минимальные изменения являются первыми ласточками приближения украинской системы к финской. Фактически МОН пытается переместить акцент с умозрительных материй и соревнований за баллы на интегрированные дисциплины, альтернативные формы занятий, обучение без оценок и приближение предметов к реальной жизни. Пусть и вводятся эти изменения в основном для первоклассников, а потом уже – учеников начальной и средней школы.

Про финскую модель руководители МОН говорят долго и много, и интересно, что ответ с той стороны тоже слышен. Так, этим летом стало известно, что Финляндия готова выделить Украине 6 млн евро на реформу образования. А глава МОН Лилия Гриневич рассказала, что на протяжении 2017-2018 учебного года первоклассники примерно четырех школ области будут учиться по новым принципам. В частности, учителя будут определять Тему дня, и все уроки будут вращаться вокруг нее.

Планируется повышение квалификации 20 тысяч учителей – точнее, их будут учить работать по новым принципам.

Что же касается других – МОН, судя по рекомендациям, фактически готовит поле для изменений.

Правда, в обществе, а точнее - в профессиональной среде отношение к реформам скептическое, ведь те же интегрированные дисциплины автоматически будут означать снижение планки теоретических знаний. Нынешние учителя и ученые не представляют, как, грубо говоря, можно убрать из школьных уроков дискриминанты и арифметическую прогрессию, и что при этом произойдет с мозгом учеников.

Так, в конце июля украинские ученые ополчились на предложенный МОН проект программы по дисциплине "Физика и астрономия" и даже написали возмущенное письмо руководству страны.

"Этот проект является абсолютно неприемлемым, что очевидно каждому работающему учителю и каждому специалисту по физике. Он, по сути, не раскрывает предмет, а подменяет базовое образование выпускников средней школы "общими понятиями", бессистемно вырванными из общей физической картины мира, как основы естественнонаучных знаний и научного мировоззрения", - говорится в документе.

Не меньше критики было и о намерении объединить физику, химию, биологию, географию, астрономию и экологию в единый интегрированный курс "Естественные науки". Хотя идея касалась учащихся школ с гуманитарным профилем, в соцсетях задолдонили чуть не о смерти украинской школы.

Сейчас же говорят, что естественным наукам надо, наоборот, уделять больше внимания. Ведь результаты ВНО даже при заниженной планке плачевны. Так, экзамены по физике не сдали аж 23% выпускников, по химии -- 19 %, а по математике -- 16,4%.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Между тем, сама Финляндия, примеру которой пытается подражать Украина, много лет подряд занимает первые позиции в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

И финская система образования – это не только радужная школьная жизнь с бесплатными ланчами и уважением к детям.

В частности, прививать любовь к знаниям здесь начинают с первых дней рождения: в так называемый "материнский пакет", который вручают родителям при рождении, входят три книги – две для взрослых и одна для младенца. Интересно, что Финляндия является одним из мировых лидеров по выпуску детской литературы.

Уже с восьми месяцев в стране действуют бесплатные детские пространства наподобие украинских детских садиков. В основном дети здесь играют, учатся толерантности и умению сотрудничать. Официальная цель детского образования – научить учиться.

За год до школы можно записаться в специальное заведение, где начинают готовить к школьной жизни.

В школе огромное внимание уделяют изучению иностранных языков. Первый иностранный начинают учить уже в третьем классе. Выпускники же знают свой язык и четыре иностранных. При этом знания подтягивают дома. В частности, большое количество фильмов и программ по телевизору транслируется на языке оригинала с финскими субтитрами.

Финны готовятся вообще отказаться от традиционных предметов и перейти на модульное образование. Например, рассматривая современный смартфон, можно изучить термины на иностранном языке, пройти несколько тем по физике, химии, математике и информатике.

Пока же реформа еще в процессе. Но уже много лет учителя сами определяют, как будут структурировать уроки и темы в рамках определенного плана образования. Более того, право выбирать интересные темы имеют и ученики. Не обязательно ограничиваться стенами школы и педколлективом – например, можно предложить пойти в музей, пригласить в школу известного ученого.

Карательную педагогику оставили в прошлом. Сидеть ровно, сложив руки одна на одну, в финской школе не модно. Ребенок может сесть или лечь на пол, непрерывно чесать затылок или даже выйти из класса, чтобы обмозговать полученные знания. Свобода, которая в Украине доступна разве что ученикам вальфдорских школ...

Да и успехи школьных отличников здесь не являются инструментами манипуляции. Финским детям объясняют: нет одаренных детей и детей-бездарей. И если кто-то усвоил тему быстрее, не следует сидеть и гордиться, а нужно помочь однокласснику. Словом, скандинавский социализм с пеленок, который способен сильно раздражать любителей конкуренции.

ДЕМОКРАТИИ НЕДОСТАТОЧНО

Впрочем, высокие рейтинги - неплохой аргумент "за". Кажется, стоит лишь сместить акценты, позволить детям играть на уроках, ввести культ чтения и ввести несколько экспериментальных дисциплин, и украинские дети тоже станут одними из самых образованных в мире. Не слишком тяжелая задача, которую можно реализовать даже за год.

Но наивно забывать, что изменения требуют очень высокой квалификации и мотивации самих учителей. И в самом деле, реформа финского образования началась с изменений в образовании самих педагогов.

Недаром сейчас в педагогические вузы в Финляндии конкурс достигает 10 человек на место, а сами учителя тратят много времени на самосовершенствование (на это им выделено несколько часов рабочего времени).

Пока же противники украинских консерваторов отмечают: возможно, наши дети проваливают ЗНО по точным наукам вовсе не потому, что теоретические премудрости и формулы в четыре этажа у нас не в почете. Да и количество затраченного на обучение времени не всегда коррелирует с объемом усвоенных знаний. Просто современные дети нуждаются в человечном подходе и интересных фактах, а не просто в кнуте и прянике, надежно спрятанных в углу чуть ли не каждого класса из советской эпохи.

Правда, агитировать за финскую модель надо осмотрительно. Ведь в стране так концентрируются на том, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя неудачником и не плелся в хвосте, что забывают уделять достойное внимание ученикам с блестящими умственными способностями. Поэтому, чтобы не оставить без внимания талант, родителям таких детей приходится нанимать репетиторов.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme