Украина против Украины. Кто наши конкуренты на "Оскаре"

В настоящее время, страны активно определяются с фильмами, которые поборются за награду Американской академии в номинации Лучший фильм на иностранном языке

Depo.Жизнь
14 сентября 2017 17:00
ФОТО: depo.ua

От Украины в церемонии награждения примет участие лента Валентина Васяновича "Рівень Чорного", которую уже признали лучшим полнометражным фильмом на ОМКФ

Работа собрала громкие овации критиков и гурманов.

Критических постов пока мало – возможно потому, что ленту записали в стиле интеллектуальный артхаус, который в почтенном обществе принято любить. А возможно, большинство киноманов посетить сеанс так и не решилась.

В фильме, который идет полтора часа (по нынешним меркам, довольно мало), совсем нет слов, сюжет ползет медленно, а каждый эпизод смахивает на отдельную зарисовку. В свои 50 лет главный герой теряет всех, кого ценит и любит – любовницу, кота, отца. Но при всей безысходности ситуации закончить режиссер решает на оптимистической ноте. В сети твердят: надо потерпеть, понудиться, а потом все поймете, и будет катарсис.

И вот, некоторые говорят про глубокую работу, которая побуждает погрузиться в собственный внутренний мир, а другие твердят о наборе клише. Да, жизнь бывает безжалостной, но смаковать на экране каждый удар – вторично и потому неприлично. И образы вроде дороги, которая несет прямо в стену, но в последний момент выворачивает, для мирового искусства не новые.

Даже оппоненты определяют несколько достоинств: во-первых, картина снята довольно мастерски и красиво. А во-вторых, бюджет фильма составил около $10 тыс., и из них ни одного бюджетного.

Зато в фан-клубе "Рівень Чорного" есть отступники. Твердят: Васянович снял шедевр, но на "Оскаре" у картины шансов нет.

Вопрос относительно шансов украинского фильма на победу становится все более дискутивним, ведь другие картины сейчас активно представляют своих претендентов.

КАРТИНЫ-КОНКУРЕНТЫ

Так, от Литвы в конкурсе примет участие картина "Иней", которая рассказывает о войне на Востоке Украины. Фильм снят в копродукции Литвы, Украины, Франции и Польши. Часть денег на картину выделило Госкино. По сюжету, литовец отправляется волонтером на Донбасс, на фронте знакомится с военными волонтерами и находит свою любовь.

Фильм уже представили на Каннском международном кинофестивале и на ОМКФ.

Реакция публики очень разная - например, в Каннах ленту провожали продолжительными аплодисментами, а вот на киноресурсе IMDB фильм имеет посредственный зрительский рейтинг в 6,3 балла.

Участие "Наледи" в церемонии - однозначная победа. Ведь впервые на "Оскаре" покажут два украинских фильма, один из которых рассказывает миру о войне на Востоке страны. В картине снялись настоящие военные, а зрители смотрят на украинские горячие точки глазами режиссера Шаунаса Бартаса.

От Германии сразится триллер Фатиха Акина "На грани". Пока что - один из фаворитов гонки.

По сюжету, муж и сын героини становятся жертвами теракта, а она решает отомстить за близких. Главную роль сыграла голливудская актриса Диана Крюгер.

Фильм участвовал в основной конкурсной программе в Каннах и собрал довольно неплохую критику. Картина о величайшем кошмаре современной Европы - теракты - имеет немало шансов на победу. Ведь здесь есть и тонкий психологизм, и актуальность.

Тем более, что Акин - режиссер титулированный. Так, за фильм "На краю рая" он номинировался на лучший фильм в Каннах и получил ФИПРЕССИ. А картина "Головой об стену" получила "Золотого медведя" в Берлине.

От Польши едет еще один тяжеловес соревнований - картина Агнешки Холланд "След зверя". Фильм, поставелений по сюжету детективного романа, уже забрал в копилку "Серебристого медведя" Берлинале. Сама режиссер уже трижды номинировалась на "Оскар". Картина, в которой расследуется ряд убийств, поднимает вечные философские вопросы. Словом, идеальный фестивальный кандидат.

За Южную Корею на "Оскаре" будет соревноваться историческая лента Янга Хуна "Таксист", сюжет которой завязан вокруг восстания в Кванджу в 80-х годах. Хотя в прокате лента сорвала крутую кассу, ее успех на американском фестивале под вопросом. Описанные события слишком далеки от США, чтобы зацепить Американскую киноакадемию за живое.

Лента "Прекрати пялиться в мою тарелку" пойдет на церемонию Хорватии. Главная героиня дуреет от собственной семейки и находит утешение в объятиях многочисленных незнакомцев. Может, и трогательно, но несколько вторично. Еще четыре года назад мир шумел из-за проекта Франсуа Озона "Молодая и прекрасная" с похожим сюжетом и портретом главной героини.

А вот Финляндию будет представлять картина Дома Карукоски "Том Финский". Так себя называл художник Тоуко Лааксон, который, несмотря на преследования изображал на полотнах гомосексуальную эротику.

Байопик уже взял приз на фестивале в Гетеборге. А вот насчет "Оскара" - шансы сомнительны. В прошлом году членам академии досталось за вручение главного приза картине "Лунное сияние". Критики упрекали, что фильм выбрали за правозащитный флер и гомосексуальную тематику, а не за художественные достоинства.

КТО ВЫИГРЫВАЛ

Любителям крутить носом и твердить, что на конкурс лучше посылать не "эту нудню", а динамичные, остросюжетные ленты, стоит лучше разобраться в концепции премии. Да, именно блокбастеры побеждают в большинстве номинаций. Но от иностранного кино на церемонии ждут интеллектуальности, шока и игры на грани фола.

Например, в 2016-м номинацию взяла венгерская драма "Сын Саула", главный герой которого - узник немецкого концлагеря - вынужден наблюдать за тем, как нацисты убивают его сына, а потом - искать возможность похоронить мальчика.

Победитель 2015-го, польская картина Павла Павликовского "Ида" рассказывает о девушке, которая ищет расстрелянных во время Второй мировой войны родственников.

В 2014-м приз взял, пожалуй, самый позитивный победитель последних лет - итальянский фильм "Великая красота". Совсем не комедия, заставляет думать и хмуриться, но не пугает.

А вот годом ранее триумфантом вышла драма Михаэля Ханеке "Любовь", в которой пожилой мужчина наблюдает, как день за днем жизненные силы теряет его когда-то любимая жена. Фильм тянется, загоняя зрителя в беспробудныю тупик.

То есть, украинский "Рівень Чорного " с его "пропало все, но не все" выглядит довольно трендовым кандидатом. Правда, по сравнению с победителями глубины ему не хватает. Авторы не желают препарировать душу своего героя и вытаскивать на свет уставших тараканов и подают его просто типажом, а не человеком.

Оценят ли академики стилизованную картину - эффектные художественные кадры и бессловесную манеру - большой вопрос.

Больше актуальных новостей читайте на Depo.Жизнь