"Тем, кто не успел приучить ребенка к самостоятельности, время задуматься": Педагог об обучении во время карантина

О том, почему во время онлайн-обучения педагоги должны идти на опережение и почему традиционная школа никогда не потеряет своей актуальности, в интервью Depo.ua рассказала учительница английского языка Ирина Зирка
 

Наталия Литвинова
Журналист отдела «Жизнь» и ведущая блога Depo.Кухня
"Тем, кто не успел приучить ребенка к са…

 

Понятие "карантин" для украинских учеников не новое, однако нынешний, внедренный в связи с коронавирусом, учителя и школьники будут помнить долго. Не из-за срока, который затянулся, а из-за колоссального объема работы, который нужно было провести педагогам для внедрения дистанционного обучения. В стране сейчас работает школа-онлайн, уроки которой транслируют телеканалы и YouTube-канал Министерства образования и науки Украины. Частные школы работают по своим планам и программам, но всем без исключения педагогам на выручку пришли мессенджеры. Всех, как учеников, так и учителей, карантинное обучение подтолкнуло к глубокому пониманию того, насколько важно сейчас заниматься самообразованием и воспитывать в себе самодисциплину. Основными моментами, которые пришлось пережить педагогам во время перехода на онлайн-обучение, с Depo.ua поделилась Ирина Зирка, учитель английского языка СОШ "Киевский лицей бизнеса", председатель методического объединения учителей иностранных языков.

 

 

- Ирина, как карантин изменил вашу преподавательскую работу? Стало ли ее меньше или еще больше?

 

- Когда 12 марта в стране начали внедрять карантин, мы (педколлектив, – ред.) поняли, что нам нужно делать планирование уже не для себя, а для детей. В случае, когда ребенок не может по техническим причинам присоединиться к обучению в онлайне, образовательный процесс должен все равно проходить. Поэтому должна быть для ребенка план-инструкция, где все будет расписано – темы, страницы, упражнения, как их сделать, какой ресурс для этого нужно использовать и, конечно, к какому конечному сроку нужно сдать работу.

 

- С чего у вас начинался переход на онлайн-обучение?

 

- Мы начали думать, где будем выкладывать контент, на каких платформах. В школе у нас работает электронный дневник. В прошлом году это был Google-дневник, а в этом учебном году у нас своя система управления образовательным процессом (SMLS). Это очень удобно, ведь ребенок может получать планы, может получать все ссылки, поэтому в некоторой степени мы оказались готовыми к карантину. Но важно было остановиться на какой-то платформе, где была бы возможность проводить видеоуроки. Мы остановились на Zoom. Конечно, нужна и обратная связь с ребенком, потому что в любой момент может быть что-то непонятно, тогда нужно быстро реагировать, и здесь нам пригодились мессенджеры. Дети постарше выбирают Telegram, младшие - Viber. Созданы группы, где учитель быстро реагирует на все вопросы детей.

 

- Какими были первые дни?

 

- Очень напряженными. Много нужно было всего прочитать, понять. Научить других коллег, донести информацию, а затем рассказать детям, как мы будем работать в дистанционном режиме. Сначала дети не очень серьезно отнеслись к тому, что происходит. Они воспринимали это как обычный карантин, а детскими словами - еще одну неделю каникул, и, в принципе, дети не очень понимали, что ситуация настолько серьезная, нестандартная и что вообще мы будем продолжать учиться дистанционно вплоть до конца учебного года. Взрослые также не были к этому готовы. Вопрос в другом – насколько быстро может отреагировать коллектив конкретной школы на такие события. Считаю, что наша школа смогла приспособиться и быстро отреагировать на сегодняшнюю ситуацию. Действительно, первые дни были очень напряженными для учителей, но нам удалось за короткие сроки научиться этому всему, и уже после того, как дети пришли после каникул в школу, начался полноценный образовательный процесс.

 

- Дети осознали всю серьезность карантина?

 

- Дети поняли, что это серьезно, и начали работать ответственнее. Прошли инструктажи, научились планировать работу. Свой предмет, английский язык, я преподаю в Zoom. Уроки полноценные. У нас есть и парная, и групповая работа, мы делаем и проекты – у Zoom есть возможность сессий, где детей можно разделить на пары, группы и отправить работать. Работаем по расписанию. В дистанционном формате работы стало больше. Когда ты имеешь определенный опыт и заходишь в класс, всегда должен быть план урока. Это помогает быть логичным, последовательным, но бывают разные ситуации. Ты владеешь материалом, начинаешь преподавать. А в дистанционном формате ты должен идти на опережение, заранее планировать. Есть дети, которые придут на видеоурок, а есть дети, которые не смогут прийти, и им нужно будет работать по плану самостоятельно. Поэтому план должен быть написан, а к нему должны быть прикреплены все ссылки, которые вы будете использовать. Это кропотливая работа, но на втором месяце карантина у нас уже набита рука – мы умеем это делать.

 

- С какими основными проблемами сейчас сталкиваются родители и учителя во время дистанционного обучения?

 

- У меня двое детей. Старший сын находится за границей, у него должна быть вступительная кампания, и очень много неизвестного. Так же никто сейчас не может сказать сроки, как все будет организовано. Но от настроя родителей тоже многое зависит. Младший учится в школе, где преподаю я. Иногда, когда я провожу урок, я ему преподаю, но находимся мы в разных комнатах. Технически мы готовы к такому обучению, но я понимаю, что к этому готовы не все семьи. Главное – научить ребенка работать самостоятельно. Здесь также важный момент толерантности отношения к проблемам, которых сейчас очень много. Наши педагоги сейчас постоянно на связи с детьми, решают их проблемы, помогают с организацией учебного процесса. В нашей школе есть люди, которые пишут материалы, есть преподаватели, есть воспитатели. Но во многих школах это все часто на плечах одного учителя, поэтому, когда на человека возложено много обязанностей, будет много "дыр" в этой работе.

 

- Насколько эффективно такое обучение онлайн?

 

- Обучение онлайн развито во всем мире. Украина также должна развиваться в этом направлении. Для себя я сделала вывод, что, например, создание видеоматериалов – это очень полезно. Консультации на видеоплатформах намного полезнее, чем на живых уроках в школах. Мне кажется, что в онлайн-режиме это может быть гораздо эффективнее. Развитие должно быть абсолютно точно в этом направлении, но традиционная школа никогда не потеряет своей актуальности. Так же актуальной будет профессия учителя. Она среди тех 30 профессий, которые никогда не исчезнут. И общение в классной комнате всегда будет актуальным. Для меня онлайн-образование очень интересное. На онлайн приходят мотивированные ученики. Когда ученики мотивированы, тогда и учитель мотивирован.

 

Какой общий жизненный урок может вынести украинская школа после карантина?

 

- Мы должны осознать, что существует глобальный кризис образования во всем мире. Жизнь меняется гораздо быстрее, чем система образования. Школа очень отстает. То, что мы предлагаем сегодня детям, уже не очень удовлетворяет их проблемы и потребности. С другой стороны, изменения на 100% будут. По себе я чувствую, что от тех новых методов, которые мы освоили за период карантина, я уже не смогу отказаться. Это многое нам дает, и если изменится отношение конкретного учителя к преподаванию своего предмета, то, пожалуй, будут изменения и в целом. Часто говорят, что и от учителя многое зависит. Я с этим согласна, но образовательный вектор для ребенка задает и семья. Проблема не в том, сколько образований у родителей, а к какому жизненного пути они готовят своего ребенка.

 

- Ваша школа не привязана к проекту "Всеукраинская школа онлайн", который стартовал с 6 апреля. Но интересно Ваше мнение как педагога, насколько такое обучение эффективно для ребенка?

 

- В нашей школе мы не используем телевизионные уроки, которые сейчас идут. Но я живу за пределами Киева, и в нашем городке есть школа. Я слышала, что дети смотрят телеуроки, кому-то это нравится, кому-то нет. Но это определенная подача материала, и это лучше, чем разбирать параграфы самостоятельно. Родители должны контролировать, что дети сделали, что нет, вовремя ли отправили задание. Именно в этом и заключается родительский контроль. Но ребенок должен знать рамки своей ответственности. Если до карантина ребенок был самостоятельным, то и в школе сейчас эти дети продолжают нести ответственность за свои действия. Они знают об обязанностях, которые должны выполнить. Кто не успел ребенка приучить к самостоятельности, тем время задуматься.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme