Манипуляции с размером одежды: Почему не стоит радоваться, сменив "М" на "S"

Что для вас значат отметки на одежде S, M, L, XL ...? Действительно ли это только удобная нумерация одежды, или за ними кроется широкий спектр эмоций, от желания (Ох, хотела бы я когда-то влезть в размер S!) до неприятия собственного тела (Опять я должен брать этот чертов XL!)

Мария Гурская
Журналист отдела "Жизнь"
Манипуляции с размером одежды: Почему не…
Фото: depositphotos.com, коллаж: Depo.ua

 

 

Как бы там ни было, индустрия моды знает, чего мы хотим (конечно же знает, потому что именно она вложила нам это в голову!). Мы хотим надеть размер поменьше. И наше желание выполняют.

Поэтому если вы до сих пор носите тот же размер джинсов, что и десять лет назад в старших классах школы, есть два варианта: или вас можно поздравить с великолепной формой и отличным метаболизмом, или джинсы, и это очень вероятный сценарий, просто выросли вместе с вами — а вот маркировку размера не изменили.

Это может показаться абсурдным, впрочем, если набрав десяток килограммов с начала 2000-х вы до сих пор покупаете платье того же размера — это маркетологи модной индустрии присылают вам свои комплименты. На Западе, откуда к нам и пришел этот тренд, его окрестили "размером тщеславия", или "инфляцией размера". Это явление, когда при одинаковых фактических размерах изделий их размерная маркировка со временем меняется в сторону меньших цифр (или отметок).

Зачем? Чтобы вы чувствовали себя в выбранных джинсах, свитере или платье лучше — и, соответственно, купили их. Схема действует следующим образом: если обычно вы выбираете юбку размера L, а вдруг на вас села М-ка, то вы с большей вероятностью ее купите.

И эти данные подтверждаются десятками исследований и отдельными опросами. Вот результаты лишь некоторых из них.

Так, опрос Ван Джу Франц, доктора экономических наук, показало: если взять две абсолютно идентичные рубашки, включая цвет, форму и физический размер и обозначить одну из них размером "L", а вторую "XL", то женщины (в частности, речь идет о женщинах, которые носят размеры одежды больше средних) скорее выберут рубашку с меньшим размером на этикетке. В отличие от этого, опрошенные мужчины, а также женщины, которые носят размер "средний" и ниже, в целом не слишком расстроились из-за размерных маркировок.

Другое исследование показало: меньшие размеры положительно влияют на представления человека о его теле, в частности это работает на молодых женщинах. Также люди с большим весом всего чувствовали себя лучше, если им подходили меньшие размеры одежды.

Еще один анализ статистических данных показал: манипуляции с размерами одежды имеют прямое влияние на самооценку клиента и существенно отражаются на решении о приобретении товара.

Также некоторые эксперименты указывают на то, что обратный эффект — когда клиенту подходит вещь большего размера, чем он привык, — влияет на самооценку негативно. Более того, эта же негативная оценка может передаваться и самому товару (что не выгодно ни одному бренду).

Конечно, это среднестатистические эффекты — их нельзя примерить к каждому человеку. Рациональный клиент (а в нашем случае еще и клиент со здоровой самооценкой) скорее будет заботиться о виде изделия на его/ее формах, чем о каких-то надписях.

Интересный факт: Во время проведения последнего из приведенных исследований экспериментаторы выяснили: если извне подкрепляли самооценку участников в начале эксперимента, то размер продукта не влиял на их настроение. Но если подкрепления не было, самооценка снижалась из-за продукта с большим размером на этикетке.

Чтобы преодолеть негатив, у некоторых покупателей запускался механизм "компенсационного потребления", когда они были более склонны покупать другие товары - вроде косметики и ювелирных изделий.

Казалось бы, хотя этикетка с размером на юбке и незаметна постороннему глазу, она влияет на ощущение себя через общественные стандарты "красоты". Правда, "инфляция размера" — дело хотя и повсеместное, но не стандартизированное. Это значит, что размер с одной маркировкой у двух разных брендов может отличаться порой, как день и ночь.

Возьмем к примеру бренды из США (а в нашей стране их сейчас представлено немало). Во-первых, их "размер 8" 1995 года — сегодня маркируется "6". В 1970 он отвечал сегодняшнему размеру "2".

А вот пример размеров двух разных брендов. Мы выбрали случайные платья из одной ценовой категории от брендов Zara и Calvin Klein.

Возьмем за основу размер "L". Вот под какие параметры размер L подойдет в магазине ZARA:

Calvin Klein имеет следующую соразмерную таблицу:

Здесь все размеры указаны в дюймах, поэтому для удобства мы переведем показатели размера L в сантиметры. (1 дюйм = 2,54 см).

На выходе имеем:

Обхват груди — 101,6

Талия — 82,55

Бедра — 107,95.

Сравним это с указанными в ZARA объемами 96-76-104. Разница на самом деле колоссальная. К тому же, последний бренд явно ориентирован на фигуру по типу "треугольник", а значит сядет далеко не на каждую женщину. Такие же "грешки" касаются и масс-маркета, и брендов из других стран.

Единственный вывод, который мы можем из этого сделать — заказывая одежду, никогда не стоит ориентироваться на одну лишь отметку размера. Лучше сверяться с параметрами в таблице, ведь там скрыты порой немалые сюрпризы.

Почему бренды меняют размеры

На самом деле, кроме очевидного маркетингового эффекта в "размере тщеславия" и вариациях размеров между брендами, есть и другие нюансы. Например, уход от определенной стандартизации позволяет брендам делать изделия конкретно под своего клиента. Зная свою целевую аудиторию и ее среднестатистические антропометрические данные, вы сошьете продукт, который ей наверняка будет по душе.

К тому же, и это печальная статистика, но человечество за последние десятилетия существенно потолстело. По данным ВОЗ, мировая распространенность ожирения почти утроилась в период между 1975 и 2016 годами. Среднестатистический вес также вырос на несколько килограммов (в зависимости от страны и региона). Это частично объясняет "инфляцию размера" — одежда просто выросла в объемах вместе со своим потребителем, чтобы соответствовать его потребностям.

Да, существующая система "рандомных размеров" достаточно неудобна. Но дело в том, что человеческие тела невозможно запихнуть в определенные стандартные размеры, ведь мы не выкроены по лекалам.

Типы фигур у всех разные — от "песочных часов" до "квадрата", да и они в любом случае содержат свои уникальные особенности.

Например, у вас может быть XL в груди, M/L в талии и XL в бедрах. Тогда приходится брать наибольший размер и просто пытаться подпоясать это все каким-то поясом, или ушить в талии, потому что шансов найти вещь с идеальной посадкой сокращается. Впрочем, многообразие размеров у брендов делает поиски все же более плодотворными.

Азиатские "стандарты"

Выбирая магазин одежды и не смотря на размерную сетку, мы также должны учитывать социальные факторы, которые управляют производствами в различных странах. Отдельно стоит поговорить об одежде и ее размерах родом из Азии. Я вот не могла бы подумать, что вырасту до размера XXXL из М-L за несколько минут, просто сменив магазин нижнего белья и купив товар от китайского производителя. Впрочем, мановением волшебной палочки это таки произошло, и теперь я обладательница гордых этикеток "плюс-плюс-плюс-сайз".

Конечно, отчасти это объясняется тем, что среднестатистически китаянки ниже и худее европеек.

Кроме того, на просторах Китая, Японии и Южной Кореи давление социума на "соответствующую стандартам внешность" выше, чем мы можем себе представить.

Китай в этом рекордсмен. Интернет-опрос Ipsos 2019 года о мировых стандартах красоты показал, что из 27 стран именно он вышел на первое место с представлениями, что вес и форма тела являются важными аспектами в определении женщины красивой. Китайцы также заняли второе место среди тех, кто определил "идеальный" тип женской фигуры как наиболее худощавый.

Нездоровые тенденции ярко иллюстрируют и челенджи в китайских социальных сетях. Последний из них, который "несется" уже несколько недель — фото взрослых женщин в примерочных магазинов Uniqlo, в одежде из детской секции, пишет ВВС.

Конечно, существуют крайне миниатюрные телосложения, впрочем, к сожалению, данный челлендж объясняется скорее нездоровой одержимостью "худыми трендами", нежели классическими антропометрическими данным китаянок.

Ранее в китайских соцсетях популярными были флешмобы типа "вызов пупка" (когда женщины заводя руку за спину касались пупка) и "талия А4", когда в сеть сыпались фото женщин, талии которых были шириной с узкий край листа А4 (это 21 см). Такие параметры, о каких исходных данных не шла бы речь — совсем не о здоровье.

Учитывая нашу любовь к AliExpress и массовый импорт товаров, включительно с одеждой, из Китая, столкнуться с "плюсами" достаточно легко. Но не стоит принимать отметки со многими "X" родом из Азии (да и родом из любой страны) на свой счет, ведь тамошние "SM" подойдут скорее для детей, чем для украинских женщин.

Главное фото: depositphotos.com, коллаж: Depo.ua

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme