Спасительные антидепрессанты и повреждения сосудов мозга: Что нового ученые узнали о коронавирусе

В Украине пандемия достигла безумных показателей заболеваемости, в среднем в мире количество случаев, наоборот, снизилось, но в некоторых странах начинается новая волна. Тем временем ученые продолжают исследовать коварный возбудитель и искать способы с ним бороться

Журналист отдела "Жизнь"
Спасительные антидепрессанты и поврежден…
Фото: Anna Shvets з Pexels

Depo.ua знакомит с результатами последних научных исследований по коронавирусу.

Антидепрессанты, снижающие риски

Как выявили американские ученые, флувоксамин – широко применяемый препарат против депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств – значительно снижает риски фатальных последствий от COVID-19, пишет Nature. По данным исследователей, благодаря способности подавлять иммунные реакции вовремя, употребленный препарат на 90% уменьшает вероятность смерти от болезни и на 65% - шансы оказаться в отделении интенсивной помощи. В исследовании участвовало 1 497 бразильцев с риском тяжелого течения болезни.

Сейчас изучают возможность использования препарата для групп риска, которые не были вакцинированы и не могут пройти терапию моноклональными антителами.

Соавтор исследования, сотрудница Школы медицины Вашингтонского университета Анжела Рейерсен, еще в 2019-м наткнулась на информацию, что препарат способен уменьшать воспаления у мышей с сепсисом. Поэтому когда началась пандемия, ученая о нем вспомнила и вместе с коллегами приступила к работе. Впрочем, пока радоваться рано, ведь новый для больных COVID-19 препарат требует дальнейшего изучения.

Сосуды мозга под угрозой

Совместное исследование французских, испанских и немецких ученых указывает, что коронавирус способен повреждать клетки мозга, отмечает Международное французское радио. В частности, речь идет о расположенных вокруг мозга эндотелиальных клетках, защищающих мозжечок и облегчающих кровоток.

Изучая мозг людей, умерших от ковида, ученые увидели, что гибель клеток приводит к тому, что определенные участки не снабжаются кровью, а значит, лишены глюкозы и кислорода. Из-за этого происходят микрокровоизлияния.

При этом есть и хорошие новости: скорее всего, такие повреждения мозга обратимы. По крайней мере, у хомяков деятельность мозга полностью восстанавливалась. Ученые полагают, что пока нет оснований считать, что людям в этом вопросе повезло меньше.

Вакцина против всех коронавирусов

Пока одни замирают в предчувствии какого-то нового коварного штамма, другие задались амбициозной целью создать вакцину, эффективную против всех коронавирусов. То есть и нынешнего, и вызывающих болезни SARS и MERS, и даже грядущих.

Под такую цель ученые из Института иммунологии La Jolla, расположенного в Калифорнии, получили грант в $2,6 млн.

Впрочем, проект не ограничивается одним учреждением – над ним работают ученые из университета Бостона, общего госпиталя Массачусетса и многих других учреждений. Чтобы достичь своего, ученые должны распознать определенный участок вируса, который остается неизменным в разных подвидах. И, соответственно, дать иммунной системе инструкцию атаковать именно его.

Ученые La Jolla видят ключ в том, чтобы смоделировать безупречный белковый шип – часть вирусов, которыми они прикрепляются к клетке. Такая частица могла бы некоторое время оставаться в организме, стимулируя формирование универсального иммунитета. Хотя грант рассчитан на пять лет, ученые рассчитывают получить более скорый ответ.

Живучие антитела

Группа британских ученых во главе с доктором Кэти Дорс измерила уровень антител у пациентов и медиков госпиталя Святого Томаса, инфицированных во время первой волны пандемии. Как оказалось, определенный уровень сохранился у большинства участников исследования. Также ученые исследовали эффективность такой естественной защиты против разных вариантов возбудителя. И если против первого штамма (который, собственно, побороли пациенты) антитела действовали отлично, с вариантами "Бета" и "Дельта" они справлялись хуже.

Лекарства, предотвращающие воспаление легких

Ученые Института молекулярной биологии и генетики вместе с коллегами Института физиологии НАН Украины изобрели вещества, которые могут предотвращать острое воспаление легких у больных COVID-19. По информации на странице ИМБГ в Facebook, предварительные результаты исследования дают надежду, что соединения могут стать основой эффективных препаратов.

По замыслу, такие препараты должны влиять на клетки крови - гранулоциты (нейтрофилы) - и таким образом тормозить развитие воспалительного процесса. Ученые объясняют: гранулоциты лежат в основе распространенного иммунного механизма. В частности, когда в организм попадает вирус или бактерия, клетки взрываются и выбрасывают навстречу чужакам свою ДНК. Таким образом образуются так называемые нейтрофильные ловушки, нейтрализующие чужаков.

Однако в случае с коронавирусом этот полезный механизм превращается в опасный. Нейтрофильных ловушек становится настолько много, что они наносят вред организму. И вот синтезированные соединения, по планам ученых, смогут этому помешать.