Польская железная дорога против украинской: В чем "Укрзализныця" круче

Польша вкладывает миллиарды в модернизацию железнодорожной инфраструктуры, но ей еще нужно подтянуть персонал

Польская железная дорога против украинск…

Украинскую и польскую железную дорогу невозможно сравнивать глобально. Если у нас в 2016 году ломали голову над тем, что делать с убытками, которые достигали 7,4 млрд грн, и жаловались на 90% изношенность парка локомотивов, то в Польше вкладывают космические суммы в рельсовый транспорт. Только вдумайтесь: по действующей программе на 2016-2021 годы в железнодорожную инфраструктуру Польша инвестирует 15 млрд евро.

Последние годы железная дорога там и вправду напоминает строительную площадку. Прокладываются новые пути, на вокзалах маленьких городков строят подземные тоннели, ставят современные табло, расширяют залы, ремонтируют здания. Чем-то это напоминает наше начало 2000-х, времена Кучмы и Кирпы, только в гораздо больших масштабах. Понятно почему - минимум 15 лет экономика Польши растет. Даже во времена мирового кризиса так было.

До 2023 года польская железная дорога модернизирует 700 имеющихся поездов и закупит 185 новых. Все ради увеличения прибыли. В 2016-м она получила "профит" в 48 млн злотых ($13 млн), перевезя 38,5 млн пассажиров.

Улучшение инфраструктуры, увеличение скорости движения поездов, по ожиданиям, позволит перевозить более 40 млн пассажиров ежегодно с годовым доходом в 270 млн злотых ($73,3 млн).

"Укрзализныця" только недавно сменила убыток на прибыль. По итогам 2017-го она составила 100 млн грн (3,5 млн), а в 2018-м планируют нарастить до 700 млн ($24,7 млн). И это благодаря грузовым перевозкам. Пассажирские пока не совсем прибыльные.

Впрочем, из-за реформы в Польше железная дорога не отличается пунктуальностью. Поезда часто опаздывают на несколько часов.

Кстати, относительно подвижного состава. В Украине до сих пор "в моде" старенькие чешские электровозы "Шкода" ЧС-7, ЧС-8 конца 80-х, луганские и советские тепловозы 70-х, есть несколько локомотивов совместного производства Днепровского завода с "Siemens". Но в основном, локомотивы - старые.

И все же нашли 1 млрд долларов для контракта с General Electric на 15 лет, за которые нам сделают 200 и модернизируют еще 75 дизельных локотивов. Но здесь ставка на грузовые перевозки.

В Польше же радуют глаз так же, как и наши "Хюндай", электрички PESA, скоростной Pendolino.

Pesa

Даже старенькая "Вроцлавская" (изготавливалась до 1993 года) Pafawag EN57, как и локомотивы "Siemens".

Pafawag EN57

По дороге на 28-й Экономический форум в Крынице-Здруй, информационным партнером которого является Depo.ua, мы решили сравнить качество предоставления услуг и само удобство поездки в двух одинаковых по классу экспрессах: украинского Интерсити+ по маршруту Киев - Перемышль 2-го класса и польского Интерсити 2-го класса из Перемышля до Кракова.

Начнем с того, что у нас второй класс - это сидячие места по 2-3 кресла рядом. Розетки есть. Стоит билет из Киева до Перемышля 520 гривен. Впрочем, это расстояние значительно длиннее, чем от Кракова до Перемышля. Больше подойдет сравнение с маршрутом Киев - Винница. За это придется заплатить 220 грн. Краков - Перемышль - 346 грн, или 45 злотых.

В Польше второй класс - это или "купешки" на шесть мест, или такие же кресла рядом, как и у нас. Есть у них еще лежачие места, но этого мы не разведали. Каждый пассажир имеет собственную розетку.

Если в украинских поездах Интерсити есть WiFi, то в польских во втором классе его нет. Да он и не нужен. Покрытие мобильного интернета в Польше такое, что по 4G можно спокойно всю дорогу смотреть ролики в YouTube. В Украине же 3G и 4G появляются разве что в больших городах, а WiFi работает, но медленно, или же вообще пропадает, как во Львовской области или на Донбассе. И это не вина железной дороги - такое у нас покрытие от операторов.

Поляки едут быстрее. После модернизации пути на участке Перемышль-Краков поезд стабильно летит 125 км/час. В Украине такая скорость достигается нечасто, в основном она до 100 км/час.

У поляков - просторные туалеты, предусмотренные для инвалидов и колясочников.

Но их поезд может стать в поле минут на 40. У нас железная дорога значительно пунктуальнее.

А если взять сервис, то тут мы на две головы выше. Хоть проводники в Польше и не торчат на входе, как у нас, они ни слова не знают на английском. И продолжают на твои вопросы и просьбы тараторить себе на польском, несмотря ни на что. В украинском "Интерсити" как проводники, так и в кафе с тобой свободно говорят на английском.

К тому же, польского проводника трудно найти. Во время дороги из Перемышля в Краков в моем вагоне у человека случился приступ эпилепсии. Проводник появился, когда все закончилось, и не очень беспокоился. Пассажиры сделали все за него.

Отдельный момент - вокзалы. В Польше - везде WiFi, есть платный душ. Все чисто и современно с сохранением "олдскула".

Зал ожидания на вокзале в Кракове

Зал вокзала в Перемышле

Когда образуется очередь, появляются люди с терминалами, помогая кассирам и продавая билеты дополнительно. Но со знанием английского мне никто не попадался. Все объявления на вокзалах - на польском, в Украине присутствует английский. У поляков есть также терминалы самообслуживания для покупки билетов.

Трудно представить, на сколько лет польская железная дорога опередит нашу после реформы, но за сервисом персонала и пунктуальностью пока что мы лучше. Что касается инфраструктуры и подвижного состава, мы, к сожалению, проигрываем года, а скоро будем и на десятки лет позади.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme