Номан Челебиджихан – крымскотатарский Бандера

23 февраля 1918 года большевики расстреляли выдающегося крымскотатарского деятеля, первого председателя правительства провозглашенной в 1917 году Крымской народной республики Номана Челебиджихан

Номан Челебиджихан – крымскотатарский Ба…

Эта печальная дата совпадает с третьей годовщиной оккупации Крыма Россией. А Номан Челебиджихан был первым из крымскотатарских политиков, кто попытался восстановить национальную автономию после того, как Екатерина II, аннексировав Крым, уничтожила Крымское ханство. Челебиджихан поддерживал связи с Украинской Центральной Радой, приветствовал образование Украинской Народной Республики и выступал за превращение России в федерацию равноправных республик.

Безоговорочный лидер крымчан, автор национального гимна, он стал первой жертвой красного террора такого ранга, а после смерти был опозорен врагами и забыт соседями. Советская история о таких национальных героях – ни слова.

Поле многих лет его имя возвращается к нам, чтобы быть вписанными в славную историю народов Крыма. С Бандерой у него гораздо больше общего, чем кажется: у обоих отцы были священниками, оба учились, как сумасшедшие. Оба – пылкие борцы за независимость своего народа. Правда, Челебиджихан был менее решительным, чем Бандера, надеялся все решить мирным путем (это вообще в национальном характере крымских татар – до последнего избегать насильственности и надеяться на решение мирным путем), поэтому его путь оборвался раньше. Но и тот и тот в конце концов приняли смерть от советских палачей.

И главное - как и Бандера, Номан Челебиджихан стал символом национальной борьбы наших братьев крымских татар за независимость.

Номан Челебиджихан, известный также как Челеби Челебиев, родился в 1885 году в селе Биюк-Сунак вблизи Джанкоя. Вероятно, сведения о детстве Челебиджихана потеряны навсегда, потому что в опустевшее после депортации село заехали новые жильцы, а в течение 1970-х годов село исчезло с карты.

Так вот, в поселке Биюк-Сунак, в семье имама родился мальчик, которого нарекли Номаном. Как все дети из богатых семей он получил хорошее образование, вместе с уверенностью, что все беды людей – от недостатка знаний. Поэтому продолжать обучение в Турции Номан поехал уже с лево-демократическими взглядами. Однокурсники вспоминали его как трудолюбивого, серьезного и вместе с тем очень модного парнишку.

Но не только мода захватывала Номан-бея: в 1909 году, еще живя в Турции, он основал патриотическую общественность "Родина" (кртат. "Ватан") — студенческую подпольную политическую организацию. Крымскотатарская молодежь решила бороться за освобождение Крыма, печатала и распространяла среди крымскотатарской диаспоры самиздат.

После Стамбула вернулся в Крым, где впервые и раскрылся невероятный талант Номана Челебиджихана как оратора: выступая на собрании Общества милосердия он так "пробрал" присутствующих, что один из них сразу пожертвовал свой дом для нужд общества.

Параллельно Челебиджихан пишет. В последующие годы появляются главные его произведения: "Къарылгъачлар дуваси" (Молитва ласточек), "Чобанкъызы" (Дочь пастуха), "Татарлар юрду" (Отечество татар). В 196 в газете появляется стихотворение "Ант Эткенмен (Я поклялся), которое стало гимном крымскотатарского народа.

Перевод: переведено на украинский с русскоязычной версии поэтического перевода Лилии Буджуровой

Я присягнувся перед народом його горе засудити

Скільки можна гнити живими і під вічним тліном жити?

Якщо ж я зможу цей біль спокійно перенести

Нехай застигне чорною кров'ю серце в мене в грудях

Я присягнувся світлом ясним темряву прогнати з моєї землі

Скільки можна, щоб бачити одне одного брати не могли?

Якщо ж я, присягнувшись світлом – і не спалахну і не згорю

Ріки сліз най стануть морем, перетворившись на кров мою.

Я присягнувся, я дав слово за народ свій померти

Що мені смерть, коли я не зможу його сльози утерти.

Що мені життя… адже будучи я ханом, проживи хоч тисячу років

День прийде і перед могилою все одно держатиму відповідь.

(Как видите, этот гимн по духу полностью подходит и украинскому народу. Тем более истории наших народов похожи – наши языки запрещали, цвет нации уничтожали, национальную культуру насильственно русифицировали. Крымские татары пережили депортацию, а украинцы – голодомор).

После Февральской революции 1917 Челебиджихан возвратился в Крым и возглавил национальное движение крымских татар, стал председателем Всекрымского Мусульманского исполкома и муфтием-председателем Таврического мусульманского духовного управления. На собрании крымскотатарских делегатов был избран временный Крымско-мусульманский исполнительный комитет, известный как Мусисполком

Портрет Челебиджихана на фоне флага Крымской народной республики

Деятельность Правления Мусульманского комитета во главе с Челебиджиханом:

Создание духовного и земельного управлений

Реформирование национальных учреждений образования. Благодаря Челебиджихану в Симферополе были открыты женская гимназия и техникум, на базе Зынджырлы-медресе открылся Педагогический институт, краткосрочные курсы повышения квалификации и обязательные экзамены охватили всех учителей

Активизация работы провинциальных органов управления

Открытие национальных изданий (газета "Millet" (Нация) на крымскотатарском языке и "Голос татар" - по-русски.

Челебиджихан начал самостоятельно строить крымско-татарских солдат, которые остались на полуострове, под одно командование. Так появился первый крымскотатарский батальон.

Была создана национальная партия "Милли Фирка" (Народная партия). Интересны "тайные задания" партии, о которых в своих воспоминаниях вспоминает один из участников, Асан Айвазов: Мусульманский исполнительный комитет якобы собирался в будущем организовать возврат в Крым нескольких сотен тысяч татар, в том числе из Турции, Румынии, Польши и других стран.

Неутомимый Челебиджихан организовал манифестации крымских татар, сбор пожертвований в фонд победы над Германской империей, Османской империей и ее монархическими союзниками. Возглавляемый им Мусульманский исполком был признан органом Временного правительства под управлением крымских татар с подчинением его министерству внутренних дел России.

23 июня 1917 Челебиджихана арестовала севастопольская контрразведка по подозрению в связях с Турцией, но вскоре его были вынуждены освободить, поскольку крымские татары выразили протест в защиту своего лидера, закрепив его пятью тысячами подписей.

Осенью того же года в Киеве проходил Съезд народов, среди делегатов которого были шесть крымских татар во главе с Номаном Челебиджиханом. Один из них, Амет Озенбашлы, отмечал: "Пусть знают все, что крымские татары не позволят никому установить какую-либо гегемонию на Крымском полуострове. И на этот раз крымские татары уже не оставят свой край без защиты своих прав и добытой свободы"

Делегаты из Крыма много обсуждали будущее федеративное устройство России и вопрос о статусе полуострова.

Челебиджихан видел это следующим образом:

"Требуется такая форма правления, при которой была бы гарантирована наша самостоятельность как нации, конечно, за исключением вопросов внешней политики и военного... Комитет наш нашел такое устройство (автономия - авт.) в Украине, вполне соответствующее нашим интересам. Но перед нами встает новый вопрос: о границах. Мы нашли необходимым запросить у (Центрального) Совета: "входит ли Крымский полуостров в пределы вашей территориальной автономии?" ... После десятидневного обсуждения на этом съезде народов, между прочим, была принята резолюция о том, что Крым принадлежит крымчанам. На это я смотрю как на наш тактический успех, с чем нас и поздравили, заявив: "можете управлять Крымом так, как вам заблагорассудится".

Если бы УНР продолжила свое существование, Крым, вполне возможно, стал бы национальной автономией крымских татар с равными возможностями для всех народов.

"На Крымском полуострове растут разноцветные розы, лилии, тюльпаны. И у каждого из этих изящных цветов есть своя особенная красота, свой особенный нежный аромат. Эти розы, эти цветы — народы, живущие в Крыму: татары, русские, армяне, евреи, немцы и другие. Цель Курултая — собрав их вместе, составить из них красивый и изящный букет, основать на прекрасном острове Крым настоящую цивилизованную Швейцарию. Курултай думает не только о крымских татарах, но обо всех народах, которые на протяжении веков по-братски живут вместе с ними. Курултай приглашает их работать вместе, и будет идти с ними бок о бок. Крымские татары будут играть в этом деле не роль руководителя, но роль зачинателя, инициатора" – такой была позиция Челебиджихана.

Большевистский переворот Челебиджихан воспринял настороженно, отделяя в своих речах крымских партийцев от петроградских. Понимая, что россияне крымским татарам автономии не дадут (это проходили уже во времена Екатерины II), он решил, что надо создавать независимое государство. Курултай утверждает представленный комиссией проект Конституции и провозглашает создание КНР, а Номана Челебиджихана избирают председателем Директории (национального правительства) и параллельно — министром юстиции.

"Крымскотатарское национальное правительство призвано обеспечить счастье и нормальную жизнедеятельность не только коренного народа, но и защищать всех земляков, жителей полуострова от узурпации, анархии и мятежа, защищать их жизнь и достоинство, и считает это своим священным долгом", - говорилось в сообщении правительства.

1917 год, в Севастополе образуется временный Военно-революционный комитет - чрезвычайный орган "красной власти" в городе. В Крыму с тех пор формально существовали три политических центра: Совет Народных Представителей, что осталась со времен Временного правительства, Директория Крымской Народной Республики (Челебиджихан) и Военно-революционный комитет. Большевики превосходили своих противников минимум в семь раз.

Челебиджихан не был сторонником вооруженных противостояний. Он поссорился со своими сторонниками, растерялся и в начале января ушел с поста председателя Директории.

Последней попыткой было предложение большевикам создать для управления Крымом специальный орган, который включал бы по 10 представителей от РНП, Курултая и большевиков, но было поздно. В течение января отряды матросов и анархистов, при поддержке местных рабочих, захватили большинство крымских городов, побеждая отряды Директории.

26 января красногвардейцы захватили Симферополь, на следующий день был арестован Челебиджихан. 23 февраля группа матросов ворвалась в тюрьму и потребовала выдачи задержанных. Тюремный комиссар по телефону получил указание Севастопольского совета выдавать всех, кто указан в матросских списках. Среди первой пятерки был и Челебиджихан.

Осужденным на казнь связали руки и повели в Карантинную балку. По дороге били, кололи штыками, а затем расстреляли в упор и уже мертвых били прикладами и камнями по головам. Покойников увезли на Графскую пристань и выбросили в море. Верхняя одежда и ботинки матросская голытьба разделила между собой.

Так, вместе с председателем Директории Челебиджиханом была похоронена на долгие годы мечта крымских татар об автономии.

До оккупации Крыма крымско-татарская молодежь ежегодно проводила флешмобы в день гибели Номана Челебиджихана, стали очень модными футболки и свитшоты с портретом национального лидера.

А на границе с вновь оккупированным Крымом несет караул батальон имени Номана Челебиджихана. И они уже не такие пацифисты, как первый председатель Крымской народной республики.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme