Безудержная дюжина: Как мощные внедорожники рвали бездорожье в зимних Карпатах

В последних числах февраля, перед самой весной, в карпатском Буковеле собрались более 2 тысяч "коней"

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Безудержная дюжина: Как мощные внедорожн…

Только не живых, а механических: все они "били копытами" под капотами двенадцати кроссоверов и внедорожников, собранных на тест-драйв SUV&SNOW, чтобы проявить свои характеры и способности в условиях зимнего бездорожья

Организаторы этого сурового тест-драйва, медиагруппа "Автоцентр", пытались собрать как можно больше моделей SUV. И хотя не всем брендам удалось присоединиться к акции, выборка представленных автомобилей все равно получилась чрезвычайно интересной: на грунт выехали самые популярные модели автомобилей с внедорожными качествами, независимо от класса и ценовой категории. В тест-драйве приняли участие 12 автомобилей, включая с победителем конкурса "Кроссовер года в Украине 2018" Mazda CX-5. Также "месили" грязь и снег Mazda CX-9, BMV X3, Honda CR-V, Renault Kadjar, Subaru Outback, Suzuki SX4 и Suzuki Vitara S, Toyota Highlander, Toyota LC Prado, Ford Ranger и Mitsubishi Pajero Sport. Скучать не пришлось ни минуты. Скорее, наоборот – даже кофе попить и лясы поточить не было времени.

Первым испытанием для внедорожного прайда стал более чем 700-километровый переезд из Киева в карпатский Татаров вблизи известного горно-лыжного курорта Буковель. С этой задачей все экипажи справились на "отлично" и без лишних приключений, хотя некоторые опасения были: синоптики пугали на эти дни не только солидным морозом, но и возможными метелями. Впрочем, погода оказалось благосклонной к командам и с мощными снегопадами подождала вплоть до возвращения в столицу.

После здорового и крепкого сна среди карпатских гор с их кристально чистым и "вкусным" воздухом настал день Х. Точнее, день SUV – строгого теста. Утро встретило морозом 17 градусов (выше в горах температура была -20 С и ниже) и легкой дымкой, которую только начало где-не-где разрывать солнце. Быстрый завтрак, короткий инструктаж – и по коням.

Специально для тест-драйва участники "Клуба внедорожных приключений 4х4" во главе с Дмитрием Ковалевым построили трассу. Даже две – для кроссоверов и "взрослых" внедорожников. Первая из них включала препятствия, которые должны продемонстрировать возможности автомобиля в условиях неравномерного сцепления и нагрузки на колеса, в частности при их диагональном вывешивании, а также "змейку", чтобы показать работу машины в заносе. Вторая была более суровой и включала в себя еще и несколько экстремальных подъеме и спусков, с которыми кроссоверам, при всех их умениях, уже бы не поздоровилось. Стоит добавить, что с каждым проездом несколькотонного авто трасса разбивалась, поэтому для следующего драйвера условия становились хуже. Но, забегая наперед, скажем, что справились все – и экипажи, и автомобили. Никто не ушел с поля боя позорным прицепом.

Понятно, что компания автомобилей подобралась довольно разнообразной и разноплановой, поэтому задача сравнить и оценить, выбрав "лучшего", перед участниками теста не стояла – это было просто не честно. Также не было времени уделить достаточно внимания комфорту и дизайну, поэтому упор был сделан именно на оценку поведения авто в различных дорожных условиях: представленное разнообразие моделей дало возможность, так сказать, собственной "пятой точкой" в режиме реального времени – и в довольно оживленном, а иногда и бешеном темпе – испытать каждый автомобиль, почувствовать разницу между разными "братьями по бездорожью", понять их особенности и выбрать фаворитов – но последнее уже исключительно для себя лично.

Honda CR-V

Представленная на тесте Honda CR-V – пятое поколение этой модели, которая, несмотря на заметные изменения, легко узнается по фирменному агрессивному и эффектному дизайну. Аббревиатура CR-V означает Compact Recreational E то есть "компактный автомобиль для отдыха", и полностью себя оправдывает: это – небольшой как для своего класса кроссовер, который вобрал в себя все лучшее за 20-летнюю историю модели. В Украину поставляются автомобили с бензиновыми 2,4-литровыми двигателями и двумя типами трансмиссии – 5-ступенчатым автоматом или вариатором CVT. Машина может "похвастаться" приличным клиренсом в 208 мм и адаптированной под украинские реалии подвеской, что, безусловно, только добавляет уверенности на бездорожье.

Что можно отметить в поведении машины в различных дорожных условиях, так это, так сказать, ее "ровность". "Ровно" она ведет себя на полигоне – электроника грамотно распределяет усилия между мостами, не заставляя машину надрываться при преодолении препятствий.

Так же "ровно" проявляет себя кроссовер и на шоссе: на твердом покрытии авто ведет себя, бесспорно, более динамично и живо, мелкая и средняя "ухабистость" украинских дорог машину не пугает. Вместе с тем, достижение разработчиками комфорта в определенной степени склоняет к умеренному, хотя и для уверенного стиля управления: запас мощности под капотом есть, поэтому и "придавить" – не проблема.

Сомнений в возможностях новой CR-V не возникает. Конечно же, это не означает, что ее стоит загонять в любые непроходимыми заросли, но съехать с трассы на разбитую грунтовку на этом авто абсолютно не страшно.

Subaru Outback

Subaru Outback несколько выбивается из ряда автомобилей, которые сейчас называют кроссоверами. Это скорее старый добрый универсал повышенной проходимости, из которых в свое время и выросли кроссоверы – мощная и продуманная машина с солидным дорожным просветом, системой полного привода (с распределением мощности 60:40 при нормальных условиях) и отличной управляемостью.

На тест-драйв была представлена последняя, рестайлинговая версия автомобиля, которая появилась на украинском рынке совсем недавно. Это комфортный и проработанный в плане безопасности автомобиль с прекрасными ходовыми в том числе внедорожными – качествами. Маленьким этот автомобиль не назовешь, но он прекрасно проявляет себя на шоссе: как бы и есть у него определенная валкость, вроде и лихачить не солидно, но если надо "поддать газа", двигатель всегда имеет большой резерв мощности и ускоряется быстро и даже с какой-то радостью.

Не менее уверенно ведет себя авто и на бездорожье. Размеры машины все же приходится учитывать: Outback имеет большие передний и задний свесы, что ограничивает углы подъема-съезда на косогорах. Но в остальном он не уступает "братьям по классу": все препятствия на полигоне "Субару" прошла без погрешностей, система стабилизации быстро сориентировалась при вывешивании и "выгребла" нагруженными колесами на ровный участок. Впрочем, и без автоматики (которую, правда, полностью в современных автомобилях редко когда деактивируешь) автомобиль не "носит": низкий центр тяжести позволяет уверенно держать траекторию и четко входить в повороты даже на экстремальной "змейке". При этом автоматика не "давит" на водителя и если и корректирует движение, то очень ненавязчиво, давая авто на полную проявить свой характер, а водителю – "словить фан".

BMW X3

BMW X3 третьего поколения – а именно эта модель преодолевала карпатское бездорожье – появился в прошлом году и в Украине появился совсем недавно. Автомобиль стал немного просторнее предшественника, обзавелся виртуальной панелью приборов, камерами 360-градусного обзора и системой полуавтономного управления. Автомобиль имеет немалый клиренс в 204 мм, а при желании его можно "прокачать" еще и защитным обвесом и немного скошенными бамперами.

В этом авто сразу понимаешь, что ты именно в BMW, причем BMW люксовом и мощном – последнее чувствуешь, как только тебя ускорение вдавливает в кресло после старта. Авто создано для трассы и должно вызывать лишь легкий присвист у других водителей – понятно, что далеко позади.

Вместе с тем, и съехать с шоссе X3 – не проблема: "бумер", несмотря на свои компактные размеры, не испугался препятствий на полигоне, с вывешиванием колес справился быстрее, чем некоторые другие модели – здесь можно поблагодарить проектировщиков автоматической поддержки, снег также не стал проблемой.

К слову, об автоматике. Она у "бумера", прямо скажем, суровая и не оставит водителя в одиночестве, даже если он очень попросит. Даже в деактивированном состоянии на "змейке" электроника мгновенно взяла автомобиль под контроль и разгуляться не дала, обрезав на корню все попытки выйти в занос. Впрочем, учитывая безумное рвение кроссовера это, может, и к лучшему.

Renault Kadjar

Renault Kadjar – новая модель этого французского бренда. Она призвана занять нишу между городским Captur и большим семейным кроссовером Koleos. Соответственно, по своим характеристикам это среднеразмерный кроссовер для городского жителя, который хочет не только по асфальтированным дорогам кататься, но и добираться до уголков за их пределами – без фанатизма.

Kadjar, представленный на жестком тест-драйве, был несколько неожиданным гостем. Дело в том, что эта модель выпускается как в полно-, так и в моноприводной версии (с передним ведущим мостом). Карпаты поехала покорять именно последняя – с 1,5-литровым турбодизелем на 110 "лошадок" и роботом EDC. Зато в топовой комплектации – с климат-контролем, датчиками дождя и света и прочими приятными для цивилизованной езды функциями.

Соответственно, сравнивать француза с другими участниками было бы не честно: номинально ему даже было дозолено и не рекомендуется штурмовать препятствия с коварным диагональным вывешиванием, а ограничиться только слаломом и "покатушками" по снегу. Но Kadjar приятно удивил: даже в такой скромной для бездорожья комлектации он взял все препятствия, "разобрался" с распределением усилия на колеса и довольно таки живенько выехал на ровный участок. И здесь, безусловно, следует поблагодарить хороший клиренс в 186 мм и фирменный турбодизель "Рено" – надежно, хорошо сбалансированным и прогнозируемым. А также системе 2 WD Extended Grip, которая благодаря использованию тормозных механизме распределяет тягу между колесами.

Suzuki Vitara S

Когда-то Vitara была серьезным рамным внедорожником, но после возрождения модели значительно "облегчилась" до компактного городского кроссовера. Однако не следует посмеиваться на маленькими – Vitara на деле доказала, что в "правильной" комплектации готова тягаться со "старшими братьями" и ни в чем им не уступать.

Бренд сделал все, чтобы было из чего выбирать: тут и два мотора – 117-сильный атмосферный и 140-сильный турбо, и полный или монопривод на выбор, и разные коробки – 5-ступенчатая механика или 6-ступенчатый автомат. На тесте была самая "прокачанная" версия – с турбомотором, автоматической трансмиссией и системой полного привода All Grip 4WD. Она имеет несколько режимов: Auto, Sport, Lock и Snow. В автоматическом режиме работает в основном передний привод, задний помогает только на пробуксовке. "Спорт" отдает предпочтение заднему мосту для лучшей устойчивости на поворотах. Режим "Блокировка" предназначен для сурового бездорожья, а "Снег", соответственно, помогает в зимних условиях, подблокирывая колеса которые буксуют.

Машина достойно показала себя и на шоссе, и на полигоне. Несмотря на свои скромные как для кроссовера размеры, она достаточно уверенно и быстро прошла все препятствия. Электроника, немного подумав, успешно справилась с распределением усилия. Настоящим удовольствием было прохождение "змейки": машина легкая, динамичная, послушная, автоматика – а отключить ее вообще нельзя – не свирепствует, да и на виражах машину не бросает больше дозволенного, но и себя скованным, как на некоторых "взрослых" моделях, не чувствуешь. Более того, маленькая "Витара" была взята на рейд по карпатским дорогам вне программы и успешно справилась со всеми снежными переметами, крутыми подъемами и неожиданными ямами.

Suzuki SX4

Suzuki SX4 – еще один нестандартный кроссовер. Потому что обычно машины этого класса – универсалы, а SX4 – хэтчбек.

По своим характеристикам эта модель очень похожа на "младшую сестренку" – Suzuki Vitara S. Но это сходство больше на бумаге, чем на дороге. Потому что только в нее садишься, понимаешь: это совсем другая машина.

SX4 больше размером, и это сразу сказывается: на шоссе она идет уважительнее, склоняя и к более умеренного стилю управления. Там, где на "Витаре" хочется "втопить", на SX4 просто не видишь в этом смысла, хотя и можешь.

Ход у этой модели также мягче, неровности дороги ощущаются меньше. Несмотря на несколько меньший клиренс, на бездорожье авто вело себя очень подобно Suzuki Vitara S, но при этом увереннее. Иначе дался и слалом: машина уже уходит в глубокий занос, водителю приходится активно работать рулем. Словом, SX4 – модель, которая не даст растеряться вне шоссе. Но по-настоящему комфортной поездку сделает именно на твердом покрытии.

Mazda CX-5

Эта машина сразу узнается по фирменной радиаторной решетке – второе поколение Mazda CX-5, победительницы "Кроссовер года в Украине 2018", словно улыбается, щуря узкие светодиодные фары. Этот компактный городской внедорожник выдержан в спортивном силе: это касается как внешнего вида, так и интерьера. Да и по характеру "пятерка" вполне соответствует своему эффектному, а кое-где даже и агрессивному виду.

На украинском рынке авто представлено в нескольких модификациях. На выбор – бензиновые двигатели 165 и 194 лошадиных сил (2,0 и 2,5 л соответственно), а также 175-сильный турбодизель (2,2 л), 6-ступенчатая коробка автомат или механика. На строгом карпатском тесте была представлена топовая версия авто на 19-дюймовых дисках (с максимальным просветом в 200 мм), системами превентивного торможения, предупреждения столкновения во время движения задним ходом, контролем "слепых зон" и другими полезными функциями.

В CX-5 чувствуешь себя уверенно как на шоссе – машина динамичная, не валкая и прекрасно держит дорогу, так и на грунтовке. И во внедорожных условиях на полную проявляет себя грамотная "маздовская" электроника: она корректно и оперативно решает, на какой мост передать усилия, не дает автомобилю "зависнуть" и помогает без проблем пройти препятствия. Вместе с тем, та же электроника не дает водителю разгуляться и уйти в занос, пресекая такие попытки в зародыше. Словом, машина следит, "как бы чего не вышло" и всячески бережет всех присутствующих "на борту". Даже если сами присутствующие против.

Mazda CX-9

Парадокс: Mazda вроде как японский бренд, но Mazda CX-9 – "американец". Потому что эта модель создавалась под американский рынок и выглядит соответственно. Этот 7-местный кроссовер, самый большой в линейке "Мазды" – действительно очень большой автомобиль. Настолько, что места в нем может показаться даже слишком много. И при этом мощный, легкий и на удивление прыткий: до "сотки" авто разгоняется за 8,6 с, обгоняя даже свою младшую и меньшую сестренку "пятерку", не говоря уже о большинстве других представителей класса.

В Украине "девятка" продается в одной, самой богатой комплектации Premium. Что уже говорит само за себя: трехзонный климат-контроль, электропривод и подогрев передних сидений, системы безопасности, присутствующие в СХ-5, бесспорно, есть и в СХ-9. Двигатель – 2,5 литровый бензиновый турбо на 231 "лошадку" с весьма умеренным расходом топлива – японцы, наверное, не были бы собой, если бы не попытались сделать свое творение экономным.

Это, безусловно, комфортный автомобиль. Как и все "старшие" братья, он заметно отличается от СХ-5, но несмотря на свои более чем солидные размеры, удивляет динамичностью на шоссе и уверенностью во внедорожных условиях: все препятствия на карпатской трассе эта "Мазда" прошла без всяких колебаний. При этом – и это еще одно приятное преимущество – машина, несмотря на свои размеры, не валкая, как этого можно было бы ожидать. Она не уходит в раскачку, четко проходит виражи на "змейке", не срываясь в занос, и охотно добавляет скорости. Словом, это авто, на котором будешь уверенно и комфортно чувствовать себя на большинстве дорог с любым покрытием.

Toyota Highlander

Несмотря на то, что Toyota Highlander появилась лишь в 2014 году, на трассе в Карпатах было представлено уже третье поколение этой модели. С первого взгляда и первых проеханных метров становится понятно, что этот кроссовер – король автострад, "заточен" прежде всего под дальние поездки по дорогам с твердым покрытием, а грунт – это уже приятный бонус, ибо грех оставлять такого великана беззащитным перед бездорожьем. И для этого он имеет хороший клиренс, большие колеса, систему имитации блокировки колес и полный привод с "ведущим" передним мостом, который, впрочем, в случае необходимости можно заблокировать, чтобы его распределить между приводами в соотношении 50:50.

Все "предложенные" препятствия этот кроссовер неторопливо преодолел, хотя в отдельные моменты и проявил некоторую неуверенность – каким колесом "подгрести" чтобы справиться с вывешиванием. Виражи между фишками тоже дались ему с трудом: заносы на "змейке" были глубокими и для постороннего зрителя, бесспорно, зрелищными. Но будем откровенны: эта машина и не предназначена для таких развлечений.

В салоне просторно и комфортно. По шоссе машина идет плавно и уверенно – мелкие выбоины и ямы "Хайлендер" просто не замечает. Собственно, всем своим поведением авто задает и стиль управления: на этой машине не хочется гнать, активно крутить руль и доказывать что-то другим участникам движения. На этой "Тойоте" просто хочется ехать.

Mitsubishi Pajero Sport

Mitsubishi Pajero Sport – это уже не кроссовер, а полноценный рамный внедорожник, причем "старой школы". Этот автомобиль – не редкость на украинских дорогах, но создан он прежде всего для внедорожных условий. И имеет для этого весь необходимый "фарш": мощный, но экономный двигатель, полный привод с возможностью работы на пониженных оборотах и в разных режимах – для камней, снега, грязи и т. п, с блокировкой межколесных интервалов и так далее. В придачу – система помощи при спуске с горы HDC технология Mitsubishi Offroad Traction Control.

Рамная конструкция придает определенные особенности – задний диван габаритному пассажиру может показаться высоковатым, во время движения чувствуется некая валкость, что с такой высотой автомобиля и неудивительно. Но при этом на шоссе Mitsubishi Pajero Sport чувствует себя достаточно уверенно, как и водитель в нем.

Однако настоящая его стихия – вне твердого покрытия, на грунтовке – на почве или в снегу. И тут становится сразу понятно, как много может машина. При этом стоит отметить ненавязчивую работу электроники: она словно доверяет машине и водителю, не слишком ограничивая его в действиях, но вместе с тем постоянно контролируя автомобиль и помогая ему то карабкаться вверх по разбитой колейке, то спускаться с крутого склона. Словом, "Паджеро Спорт" – авто, на которое можно положиться в экстремальных дорожных (точнее, внедорожных) условиях.

Ford Ranger

Ford Ranger – это классический американский пикап. И хотя производитель убеждает, что это пикап компактный, согласиться с этим сложно. По крайней мере, в нашем тесте этот "компакт" оказался самым заметным по габаритам – даже дорожный просвет в рекордные 232 мм этого рамного монстра намекает, что миниатюрностью там даже не "пахнет".

Ожидаемо, что Ranger приспособлен для преодоления различных препятствий на своем пути, еще и с перевозкой больших грузов. "На горбу" он может вытащить более тонны багажа, а с прицепом – до четырех тонн. Это достаточно аскетичный автомобиль по комфорту, хотя и приближенный к "легковому", но в силу жестокости подвески, все же, скорее "пикапный".

"Рейнджер" – выносливый и надежный друг. Он имеет полный привод, пониженную передачу, блокировку дифференциалов – и этого ему достаточно, чтобы уверенно преодолевать бездорожье на уровне с "напичканными" электроникой конкурентами и преодолевать водные препятствия до 80 см глубиной. Понятно, что при прохождении карпатской трассы вопросов к "Форду" не возникло: со всеми препятствиями он справился, словно играя.

Эта большая машина, наверное, может выглядеть чужаком в городе и на "гражданских" дорогах, но за городом, на грунтовых дорогах, в тех же Карпатах этот "Форд" – как дома. Хотя и в городе он, безусловно, не останется без внимания. Этот автомобиль – чрезвычайный харизмат. И в силу своего необычного форм-фактора, и в силу своей необычайной и отличной от тривиальности внешности.

Toyota Land Cruiser Prado

В настоящее время по украинским дорогам ездит уже четвертое поколение Toyota Land Cruiser Prado, которое в прошлом году получило обновленную внешность. Но вряд ли рядовой пешеход, и водитель, догадывается, сколько внедорожного оборудования на борту у этого не просто дорогого автомобиля, а настоящего "взрослого" внедорожника.

На суровый тест в Карпаты была представлена премиальная версия автомобиля. А это мощный 2,8-литровый турбодизель, пневмоподвеска с системой VHC – регулируемого клиренса задней подвески и системой регулирования жесткости AVS, система панорамного обзора PVM, благодаря которой можно буквально заглядывать себе под колеса, и не только. Для работы во внедорожных условиях, кроме обязательного полного привода, пониженной передачи и блокировки дифференциалов, предусмотрены пять режимов движения в зависимости от типа поверхности, а также 5-ступенчатая система помощи движения по бездорожью Crawl.

Чтобы не засыпать непонятными терминами, проще описать. На подъезде к экстремальному участку достаточно остановиться, включить необходимые системы, выставить регулятор Crawl на желаемую скорость от 1 до 5 км/ч и дальше просто слегка держать руль, направляя автомобиль в необходимом направлении – все остальное "Прадо" сделает сам: заберется наверх, спустится вниз и выберется из разбитой колеи. Даже на педали нажимать не надо. Электроника "рулит" так, что водитель может даже заскучать. И все это – в условиях дорогого, люксового комфорта.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme