Не прослушкой единой: Как интернет собирает данные о пользователях

Бывает, говоришь себе на кухне о покупке нового холодильника или микроволновки, жалуешься другу на сломанный электрочайник, открываешь смартфон - а там на первой попавшейся странице — оп, и уже реклама нужного товара

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Не прослушкой единой: Как интернет собир…

В первые разы такие вещи могут показаться странным совпадением, но уже на пятый, а тем более десятый начинают настораживать. На этом этапе человек уже подозревает, что за ним шпионит собственный смартфон и рыться в общих настройках, чтобы отключить микрофон, а затем - разбираться с нюансами адресной рекламы.

Но во всех ли случаях это сработает? Что мы знаем о "прослушке для рекламы" и как минимизировать ее возможности? И, наконец, как еще поисковики и соцсети собирают о нас данные?

Об этом и больше рассказывают журналисты Depo.ua.

Историй о таинственных "рекламных совпадениях" после внезапных разговоров около телефона об определенном продукте или услуге — множество. Это, в свою очередь, породило множество теорий заговоров о массовом прослушивании устройств для настройки более персонализированной рекламы.

Гиганты вроде Google и Facebook от таких шпионских упреков, конечно же, открещиваются. Впрочем, есть в таком отрицании весомое основание: аудиоданные "весят" довольно много, а непрерывные потоки такой информации из миллионов и миллионов гаджетов вместе с другими данными создавали бы безумную нагрузку на серверы.

Однако аудиозаписи могут оказаться не нужны.

Как интернет собирает о нас данные

смартфоны
Фото: depositphotos.com

Для того, чтобы адресовать персонализированную рекламу, маркетинговые компании должны узнать наш цифровой портрет, и чем более детальный — тем лучше они попадут в "яблочко" наших предпочтений и желаний. И большинство из нас спокойно сливают им всю необходимую информацию. В основном ее собирают следующим образом:

Данные о потоке кликов. В специальной рекламе термин clickstream означает запись данных о посещенных пользователем веб-страницах. Собираются они с помощью крошечных текстовых файлов cookie. Это фрагменты текста, которые веб-сервер может хранить на жестком диске пользователя и иметь к ним доступ. Так называемые "собственные cookie" позволяют ресурсам запоминать детали взаимодействия с сайтом и анализировать их.

Могут устанавливаться и "посторонние cookie" — например, от маркетинговой компании, являющейся партнером сайта или приложения. Так потенциальные рекламодатели сайта узнают портрет потенциальных клиентов, могут узнать кто они, чем интересуются и что им может понадобиться. Например, людям, сидящим на форуме для будущих мам и пап, с большой вероятностью начнут показывать рекламу игрушек, памперсов и колясок.

Данные поиска. Поисковики вроде Google анализируют запросы, чтобы размещать целевую рекламу рядом с обычными результатами поиска (а еще позволяют компаниям покупать высокие позиции в результатах по определенным ключевым словам, из-за чего ища например, спальный мешок, вы сначала можете попасть на гигантский шатер для походов, а уже потом на целевой продукт).

Данные о покупке. Большие веб-магазины через cookie или данные, оставленные при регистрации, отслеживают, что покупают пользователи и добавляют в свою корзину, чтобы потом рекомендовать схожие товары.

Данные профиля. Немало ресурсов предлагают опцию регистрации через соцсети. Это экономит время, но обеспечивает сайту и компаниям-партнерам доступ к персональным данным. Информацию сливают и приложения на смартфонах: использовать в рекламных целях могут даже дневник месячных или программу для изучения иностранного.

Социальные сети, в частности Facebook и Instagram, часто имеют доступ к куда более личной и персонализированной информации, чем массивы данных с веб-сайтов. Поисковиками люди могут пользоваться для рабочих целей, а интересам их запросы не соответствуют — и такие детали Google может не различить. А вот лайки в соцсетях куда реже ставят с рабочей целью, что позволяет таргетировать на человека еще более целевую рекламу.

Например, пользователь лайкает рецепт китайского блюда, магазин, где продаются ингредиенты для таких блюд и еще несколько тематических публикаций — и вот, система генерирует для него соответствующее рекламное объявление. Если человек им заинтересовался, то поток рекламы товаров и услуг из выбранной сферы будет расти.

Анализируются личные данные (пол, возраст, геолокации, устройства), страницы или группы, в отношении которых проявил интерес пользователь, информация от маркетинговых партнеров, и даже информация со страниц друзей из социальных сетей.

Как ограничить доступ?

Доступ к данным

Отключить файлы cookie можно в любом браузере. Этот параметр обычно находится в настройках на вкладке "безопасность" или "конфиденциальность".

Также можно отключить персонализацию рекламных объявлений (в Google), управлять голосовыми запросами и информацией, которую они могут передавать, очищать историю своих поисков (не только в собственном браузере) и в целом достаточно гибко настраивать параметры конфиденциальности. Подробнее обо всем этом можно прочитать на соответствующей странице Google. Впрочем, при условии пользования интернетом, полностью защитить данные все равно не получится.

А как же прослушка?

прослушивание

Теоретически, слушать пользователей может любая программа, которой предоставили доступ к микрофону. Все, что нужно сделать — ограничить его использование для всех приложений, в которых он не используется.

Впрочем, чтобы протестировать свой гаджет или определенное приложение на "несанкционированную прослушку", можно провести следующий эксперимент:

Выключите микрофон для абсолютно всех приложений, или для всех, кроме избранного (например, если вас беспокоит именно Facebook) и начните наговаривать в телефон или в разговоре около него о продукте, который никак не вяжется с вашим привычным портретом и интересами (это нужно для чистоты эксперимента). Условно, вы не фанат пауков и вам и в голову не приходило искать их в интернете — вы можете начать активно говорить о желании купить домашнего тарантула (при этом не совершая никаких связанных с этим поисков в сети).

Если через несколько дней в вашей ленте появится реклама зоомагазина с таким "пушистиком" вы, вероятно, получите подтверждение своих подозрений.

Повторите процедуру со всеми приложениями, которые вызывают подозрения. Если при отсутствии сопутствующих поисков вы не получили предложений купить тарантула в сети — вас не слушают, а целевая реклама — лишь результат хорошей работы алгоритмов и ваших настроек конфиденциальности.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme