Новые школьные оценки, Шкарлет и феодализм: Эксперт Николай Скиба об изменениях в образовании

Изменения в Новой украинской школе, судьба высшего образования и "сутки Шкарлета" — действительно ли в сфере образования все так плохо, как о том говорят, и чего ожидать в 2021 году?

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Новые школьные оценки, Шкарлет и феодали…

Об этих и других аспектах образовательных изменений для Depo.ua рассказал эксперт Украинского института будущего Николай Скиба.

Експерт Миколи Скиба

- Господин Николай, в некоторых 5-х классах уже со следующего года введут НУШ, и сейчас горячая тема- новый образовательный стандарт. Обещали облегчение и интеграцию предметов по крайней мере с 7 класса. Однако, по мнению экспертов, нагрузка только увеличится ...

Да, в этом году должно состояться пилотирование нового стандарта в некоторых 5-х классах. Конечно, могут быть определенные коллизии, но в пределах педагогической автономии реально подобрать программу так, чтобы она не приводила к перегрузке.

Пока типичная образовательная программа базовой школы находится на стадии проекта, который только вынесен на общественное обсуждение. И здесь вопрос, утвердят ли ее по крайней мере до сентября. А после утверждения по ней должны быть выпущены учебники и дидактические материалы, а это — дополнительное время. Поэтому тем, кто осмелится пилотировать, вероятно, придется самостоятельно находить пособия, по которым можно строить занятия. Там все и станет все понятно.

Сейчас же очевидное преимущество нового подхода — дисциплины разделяют не только на отдельные предметы, но и на отрасли, в пределах которых предметы можно интегрировать и строить занятия. Но здесь возможно сопротивление учителей. Собственно, часто перегрузки обусловлены именно желанием сохранить ставки педагогам. Например, директор, чтобы не сокращать определенных учителей, особенно тех, у кого есть определенные преференции или связи, выделяет им часы.

То есть, путем дополнительной нагрузки на детей в некоторых школах пытаются получить больше средств?

Именно так. И расписание формируют таким образом, чтобы обеспечить учителям эти 38 часов в неделю. Это фактор, с которым придется считаться — такое сразу не победить. Но сейчас необходимо готовить учителей к таким изменениям.

А еще в проекте новой образовательной программы предусмотрена индивидуальная образовательная траектория для учащихся. Если программу утвердят, родители смогут запрашивать такое обучение, и если таких будет все больше, это будет способствовать адаптации процесса под каждого ребенка. По крайней мере, появляется такой шанс, и этим стоит воспользоваться.

- Сейчас много нареканий относительно формовочного оценивания в НУШ, младших классах (система оценивания, когда учитываются не только предметные, но и межпредметные знания, личные образовательные результаты — даются качественные характеристики, без баллов, — ред.) ...

Такое оценивание прежде всего дает ребенку обратную связь, а не что-то категорически констатирует. И уж точно оценка не должна быть карательной. Когда есть баллы, то учителю очень легко даже одним уменьшением оценки на 1 балл показать, кто здесь главный и указать на место ребенка.

- Впрочем, в формовочной оценке появились уровни: начальный, средний, высокий ... Не аналог ли это обычной системы баллов?

Уровней не стоит пугаться, их нужно рассматривать как диаграмму. К сожалению, покаместь это у нас получило форму таблицы. Но в целом с помощью этой шкалы будет видно, где и какие сегменты у кого провисают — это нормально и не должно вызывать тревогу.

Когда мы оцениваем не просто знания, а компетентности, умения и способности, в том числе, умение позаботиться о себе — мы просто даем обратную связь.

Это не влияет на аттестат и что-то другое. Это лишь свидетельство достижений. И в отношении этих оценок важно правильное восприятие. Если мы это воспринимаем с памятью о традиционном оценивании, которое носило характер вердикта, то это заставляет напрягаться. Впрочем, ситуация меняется, если посмотреть на это не как на вердикт, а как на обратную связь, что не влияет на дальнейшее обучение.

В системе это маленький шаг к тому, что мы смотрим более комплексно, объемно, на результаты ребенка, и оцениваем не только академические достижения, но и охватываем составляющую жизненных умений и навыков.

- Относительно недавно Рада назначила нового министра образования и науки Сергея Шкарлета. Однако, у образовательной и научной общественности это вызвало шквал негативных эмоций ...

И это понятно. Украинской сфере образования нужен лидер, который может постоянно ставить на повестку дня потребности, возникающие как в связи с запущенной реформой, так и в связи с такими вызовами, как пандемия. Человек с харизмой, к которому есть доверие, у которого есть сообщества, которые готовы включаться в разные усилия и инициативы.

Новый министр — человек академически недобросовестный, что дает негативные сигналы как всем участникам образовательного процесса, так и международным партнерам. Одно это обстоятельство должно было бы привести к его увольнению. Кроме того, у него нет своего видения, он не способен возглавить направление именно как политическая фигура. Если у лидера отрицательный рейтинг, он фактически подрывает сферу, которой занимается. И последствия разгребать придется еще очень долго.

- Особенно тревожными кажутся последствия для высшего образования. Ведь Шкарлет был назначен при содействии отдельного круга лиц, в том числе круга ректоров, которым — как пишут, — выгодно выкачивать деньги из университетов ...

Действительно, отчасти это было лоби ректоров и других сил, которые остаются за кулисами. Мы уже наблюдаем некую благодарность этим агентам влияния — например, обещания вернуть финансирование в ручном режиме (а не на основе объективных показателей, — ред.).

И мы даже не можем обвинять в ситуации только наших нынешних фигурантов. Все это следствие нерешительности тех, кто в свое время имел и доверие, и рычаги влияния. Трансформировать систему высшего образования нужно было еще более кардинально и настойчивее, чем школу. Чтобы вузы стали полноценными институтами, управляемыми по принципу корпоративного управления, в которые были бы вовлечены работодатели, муниципалитеты, возможно, даже ОТО.

Тогда университет получал бы поощрения к развитию. А сегодня делается все, чтобы обрезать каналы с внешним миром, и сделать университет закрытой сферой, в которой процветает феодализм.

Год назад презентовали концепцию "Украинский университет нового поколения", но как основу для действий ее не взяли. Это при том, что трансформированная система высшего образования может стать мощным плацдармом для инноваций, которые дадут толчок экономике. Университет наконец стоит начать рассматривать не как фабрику дипломов, а как фабрику знаний и технологий.

- Если подытожить, какие изменения в образовательной сфере за прошлый 2020 год, как положительные, так и отрицательные, вы могли бы выделить?

Об одном огромном минусе мы уже сказали, — это назначение Шкарлета на должность министра. Образование оказалось разменной монетой для президента, для ОП, Кабмина и власти в целом. Из небольших, ситуативных плюсов можно определить утверждение нового стандарта, запуск новой украинской школы онлайн. Хотя полноценной онлайн-платформой она не стала, хорошо, что появилась образовательная альтернатива в таких случаях как пандемия, сложные погодные или технические условия.

Как будет в этом году — будет зависеть в основном от профессиональных общественных организаций. EdCamp Освитории, EdEra и других, которые и продуцируют основные достижения в виде онлайн-курсов, новой модели повышения квалификации. Часто именно благодаря таким организациям актуальные для образования вопросы все же появляются на повестке дня, даже на самом высоком уровне.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme