Проблемы с логическим мышлением: Почему Украине пойдет на пользу обязательное ВНО по математике

С 2021 года внешнее независимое оценивание (ВНО) по математике в Украине станет обязательным

Мария Гурская
Журналист отдела "Жизнь"
Проблемы с логическим мышлением: Почему…

Гуманитарии и родители гуманитариев в соцсетях возмущаются, что это нововведение может очень испортить им жизнь, и ругаются с "математиками".

Между тем знание математики на национальном уровне - это залог более зажиточной жизни украинцев. Об этом Depo.ua рассказали старшая научная сотрудница Института математики НАНУ, кандидат физико-математических наук Ирина Егорченко и математик и педагог Тарас Павлов.

Напомним, министр образования Украины Анна Новосад объявила, что с 2021-го ВНО по математике станет обязательным. Такое заявление последовало за объявлением 2020 года "годом математики", а причиной математического повестки дня стали далеко не радостные для украинцев результаты исследования качества образования PISA 2018, которые наглядно продемонстрировали, что с математической компетенцией у украинских учеников - серьезные проблемы. И отнестись к полученным результатам стоит серьезно, ведь речь идет, в том числе, об экономическом (и не только) успехе Украины.

Читайте также - Украинская PISA: Что творится со средним образованием.

Как отмечает Тарас Павлов, PISA показала, что с математикой все очень плохо: если в чтении и естественных науках отставание небольшое, то математика отстала очень сильно.

"Частично это может быть из-за специфики PISA и того, что там измеряется умение использовать ее на практике. Но с математикой у нас действительно плохо. Причем это важно.  Просто потому, что люди эффективнее бы участвовали в экономической жизни страны, ведь определенная часть людей потом попадет в наукоемкие отрасли и повысит ВВП. А Украине это нужно, как никому. Поэтому ВНО - это вынужденная мера".

Ирина Егорченко добавляет, что массовое незнание математики слишком дорого обходится нашему государству. "Это и массовая любовь к финансовым пирамидам, хищническим кредитам, всевозможному шарлатанству типа астрологии или нумерологии, непонимание принципов доказательной медицины. Это массовое неумение принимать адекватные финансовые и другие решения. ВНО по математике не является панацеей, но без этого превратить образование из существующей школы обмана и имитации (во что-то полезное, - ред.) для большинства детей невозможно", - подчеркивает она.

Но поможет ли внедрение обязательного внешнего независимого оценивания и увеличение количества часов на математику улучшить положение?

Ирина Егорченко выражает надежду, что массовая агитация в СМИ и среди родителей против изучения математики со временем сойдет на нет.

"Мне несколько учителей начальных классов говорили, что родители первоклассников приходят и говорят ребенку, что математика нужна. Мол, не цепляйтесь, скажите, что переписать, и напишем.

Сейчас в обществе мощная антиматематична агитация - родители хотят детям легкой, беззаботной жизни, сами не хотят морочить себе голову с уроками и уверены, что все купят. И хотят купить/выпросить/заставить поставить оценки. Сейчас много детей не учат математику совсем, небольшая часть с начальной школы.

Это не шутка. Я на собственные глаза видела девушку-медалистку, которая не могла добавить 5 и 8, не понимала, что означает результат на калькуляторе.

Мама девушки очень гордилась, что смогла купить у учителей и директора золотую медаль при таких знаниях. Это умеренно престижная киевская гуманитарная гимназия.

Еще последствия - более осознанный выбор профессии, который не будет ограничиваться несданным ВНО по математике - дети несамостоятельны в выборе предметов. Чтобы не сдавать якобы тяжелый предмет, учеников прессуют, и школы, которым нужен хороший рейтинг (агитируют детей не сдавать математику, что ограничивает возможности вступления), и родители, которые почему-то уверены, что обязательно нужен репетитор. Визжат против ВНО, желая неправдивых хороших оценок.

Нет ничего страшного, если ребенок, идя в художники, будет иметь в аттестате плохую оценку по математике - это никак не помешает его вступлению в художественную академию".

По мнению Тараса Павлова, нынешняя школьная математика имеет мало общего с настоящей математикой.

"Нужно понимать, что математика - это наука об абстракциях и обобщениях. Как это происходит в жизни? Сначала идет много-много примеров. В какой-то момент ребенок начинает чувствовать, что если 7+5 = 5+7 и 12+13 = 13+12, то, видимо, что-то за этим стоит. Таким образом детей подводят к определенным обобщениям. А когда дети уже почувствовали эти обобщения, им дают абстракции. И абстракции - это метод эффективно работать с обобщениями. И вот математика, она - об этом", - говорит эксперт.

По его словам, в украинских школах детям сразу дают абстракции, которые никоим образом не связываются у них с любыми реальными процессами в жизни.

"Соответственно, дети, в лучшем случае, умеют (если умеют) считать всевозможные многочлены и интегралы, но они совершенно не понимают, для чего это. И смысла в таких заданиях, как по мне, очень и очень немного. Форма подменила содержание, а учителей, которые это понимают и способны это преодолеть, очень мало. Большинство просто по учебникам, по программе подают эти алгоритмы детям, не задумываясь, для чего и как.

ВНО этого вопроса не исправит, но любое решение, которое поднимает вопрос наверх, - хорошее. И, возможно, люди начнут задумываться, что математика должна быть иной.

Да, видимо, какое-то очень незначительное количество не сдаст этот тест, но это несколько процентов детей. В целом же это совершенно не изменит ситуации. Я не понимаю, почему родители боятся и переживают".

Наш собеседник добавляет, что ВНО - хороший инструмент для сравнения, но не показатель качества преподавания или интеллекта ребенка.

"Ну, вот пример: для детей из лицея, которые сознательно идут на математику, сдать ВНО менее чем на 195 баллов - это просто стыд. Этот тест очень стандартизированный, совершенно непригодный для оценки знаний именно в области, но неплохо показывает отношение ребенка к учебе, как минимум. И то уже хорошо, учитывая, что ВНО - это, по сути, инструмент отбора именно на высшее образование. Это не показатель качества преподавания в школе, оценки интеллекта ребенка, это просто показатель того, стоит ли на высшее образование ребенка тратить средства. И с этой задачей тест неплохо справляется", - объясняет он.

О проходном балле

Ирина Егорченко отмечает, что проходные баллы по ВНО в Украине - смешные и позорные, а для успешной сдачи экзамена по математике достаточно знать предмет на уровне 6 класса. Впрочем, даже это становится проблемой для многих выпускников.

"С одной стороны, это популизм, угодничество населению, дети которого не учатся в школе, а просто там отсиживаются. С другой - ублажение слабым университетам, которые хотят набрать хоть полных неучей, но набрать, и имитировать образование уже в высшей школе

Сейчас от учителей вообще не требуется учить детей - надо отчеты, бумаги, фальшивые конкурсы, театральные представления и танцы для начальства, красивые плакаты и шоу. А вот учить - не требуется. Единственный способ хоть как-то заставить заурядную школу учиться - это независимый контроль знаний. Учителя, особенно математики, к сожалению, уже давно смирились с принуждением к рисованию оценок, списыванием и сами не способны оценивать знания учащихся. Слишком долго учили их лгать и приспосабливаться к требованиям иметь хорошие показатели. Да, нужны новые программы, отказ от преступных методик и руководств НАПН, серьезное повышение оплаты учителям именно математики и физики, но никакие меры не будут иметь эффекта без независимого контроля знаний учащихся.

Проходной балл очень низкий - именно ВНО простое, проще, чем требования программы "стандарт", проще, чем должно бы быть ГИА.

Массовый визг о ВНО говорит о том, что ГИА и выставление оценок в школе - сплошная фикция, которой все (родители и юные подражатели) были полностью удовлетворены. Единственные недовольные преподаванием математики - это преподаватели физматов не педагогических, а естественных и морально не разложенных технических специальностей в приличных университетах. Всем остальным вся эта сплошная имитация нравилась", - утверждает Егорченко.

По ее мнению, польза от объявления ВНО по математике уже есть, ведь активно начали говорить об учебниках и программах.

"Преступные программы с идиотскими методическими указаниями до этого всех устраивали, и неучи-учителя, которые исправно рисовали оценки, тоже всех устраивали. Также есть польза от того, что самопровозглашенные "гуманитарии" часто демонстрируют неспособность прочитать и понять текст - ну вот такие они гуманитарии. Не надо называть гуманитариями людей с когнитивными трудностями. Откуда-то они берут, что ВНО по математике учитывается, например, для вступления в консерваторию или на исторический факультет. Понять, что элементарная математика, которая нужна для ВНО, - это среднее образование, они почему-то не способны", - отмечает Егорченко и добавляет, что надеется на переход общества к цивилизованному обсуждению проблем преподавания математики на разных этапах образования. И, по ее словам, желательно без "методистов" с "педагогами" и другими "гуманизаторами", которые и привели к сложившейся ситуации.

                                          Об увеличении количества уроков математики в школе

"Нужно привлекать квалифицированных преподавателей к преподаванию математики, начиная с начальной школы. До реформы программы и учебников для того, чтобы обеспечить хотя бы простой базовый уровень для всех детей", - отмечает Ирина. При этом она считает, что увеличение количества часов на математику в школах - недостаточное, но необходимое условие. "При нашей системе образования много учеников не заинтересованы в математике, в результате имеем непонимание предмета и часто страх и ненависть к нему", - говорит ученая.

По мнению Тараса Павлова, без изменений в системе образования увеличение часов может даже ухудшить положение:

"Мне кажется, что в таком случае (добавить большее количество часов без изменения системы образования, - ред.) результат будет скорее негативным. Потому что когда человек не любит что-то, давать ему этого еще больше - это странная тактика. Проблема не в часах, проблема в качестве преподавания. Дать еще часы - и учителя их забьют тем самым бессодержательным натаскиванием задач. Результаты ВНО это, пожалуй поднимет. А вот знания по математике - вряд ли", - отмечает он.
 

Об изменении методики преподавания математики

"У нас долго пропагандировали фальшивую гуманизации образования от НАПН. На самом деле, это примитивизация и дебилизация. Никакой гуманизации не было и нет, одно прославление метода Макаренко, который, по сути, является буллингом. Но под лозунгом гуманизации образование постоянно примитизировали, создавали хаотичные программы, несогласованные и неприспособленные к выделенному количеству часов и возрасту детей", - говорит Ирина Егорченко.

Она добавляет, что МОН Украины следовало бы "собрать группу компетентных представителей (с категорическим недопуском представителей НАПН, которые и являются виновными в развале физико-математического образования, и, наверное, недопуском кого-то со степенями по педагогике или смежных отраслей) разных специальностей и согласовать несколько уровней результатов обучения, которых должны достигать учащиеся". На этой основе проанализировать программы и учебники. Но все это, по ее словам, без независимого оценивания не будет иметь никакого смысла.

О разрушительной силе НАПН для украинского образования говорит и Тарас Павлов.

"У нас есть Академия педагогических наук, которая делает вид, что что-то делает. И последние несколько лет больше всего палки в колеса изменениям ставит именно она.

Также у нас есть педагогические вузы, которые объективно имеют много выгод из госзаказов на учителей. И при этом делают минимум - подготовку они дают очень слабую. На это накладывается то, что в педагогические вузы идут далеко не самые сильные дети. Если в Финляндии конкуренция - десять человек на место, то у нас преимущественно некого набирать. Особенно на технические направления - математику, физику. А качество знаний детей, которые идут в педагогические вузы, не изменится, пока не изменится закон, пока не появится какая-то конкуренция. А это упирается в экономическую ситуацию в стране. Академия педнаук, как по мне, должна быть распущена, как минимум, чтобы сэкономить средства и не кормить эту псевдонауку. Понятно, что педвузы должны быть реформированы, и очень сильно.

Наша задача - подготовить все это так, чтобы минимально зависеть от учителей и их подготовки. Это возможно.

Что точно стоит делать - подготовить качественные материалы. Чтобы, во-первых, учителя могли с ними работать, не привязываясь к одному учебнику. И чтобы дети самостоятельно могли разобраться.

Также нужны очень четкие критерии оценки эффективности обучения. Не для детей, а в первую очередь, для учителей. Возможно, меньше, но качественнее - не требовать знания многочленов, но требовать, чтобы ребенок умел проводить базовые операции и понимал, для чего это вообще. Поэтому я бы по максимуму подготовил материалы, чтобы учителя могли выбирать, как преподавать, что преподавать, оставив очень конкретные показатели оценки. И тогда через некоторое время у нас набрались бы данные, какие учителя хотят что-то делать, а какие не хотят, и с этим можно было бы уже работать.

О "гуманитариях"

Тарас Павлов рассказывает, что, по его практическому опыту, все дети, с точки зрения родителей, делятся на два типа: талантливые, но немножко запущенные, и так называемые гуманитарии. И последние ничем не отличаются от остальных, кроме того, что они упорно не хотят учить математику.

"Гуманитарий - это такая очень красивая отмазка, чтобы ничего не делать".

"Я предполагаю, что если речь не идет о каких-то серьезных физиологических отклонениях, то программу по математике запросто может освоить любой ребенок, - уверен наш собеседник. - Но это при условии, что есть хороший учитель, что ребенок математику не ненавидит и нет сверхурочных нагрузок по другим предметам. Что можно посоветовать украинским учителям? Начать задумываться, для чего это все. Откуда взялось. Начать видеть математику в жизни и, соответственно, показывать ее детям. Это точно облегчит и отношение детей к математике, и сделает ее более интересной".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme