Самолет улетел без вас: На какие компенсации может рассчитывать пассажир

20 июня пассажиры МАУ, которые должны были лететь в Стамбул, вынуждены были изменить планы — самолет улетел без них, хотя рейс обещали задержать

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Самолет улетел без вас: На какие компенс…

В аэропорту "Борисполь" сформировалась длинная очередь, двигавшаяся крайне медленно. Пассажиров убеждали: беспокоиться не стоит, потому что рейс задержат. Впрочем, самолет вылетел вовремя — в 17.30, а несколько десятков человек мало того, что не сели на свой рейс, так еще и напоролись на штраф.

Как это было

Огласке ситуацию предала журналистка и тревел-блогер Яна Метелкина.

Вот, как она рассказала об инциденте в своем Instagram:

"Я просто хотела улететь в Турцию, чтобы снять новый выпуск для своего YouTube канала. Приехала в аэропорт вовремя (в 15:40 за 1:50 до вылета). На стойке регистрации была ужасная очередь, в которой я провела все эти 1:50 .

За 15 минут до вылета я и еще около 50 человек все еще стояли в очереди на регистрацию. Нам сказали, что рейс задерживается и без нас не улетят. Некоторым людям в очереди на почту пришло сообщение о задержке рейса, поэтому я даже не волновалась.

В 17:30 (время начала вылета самолета) меня зачекинили, я быстро прошла паспортный контроль и в 17:45 подошла к гейту. Гейт закрыт. Нет ни души. Самолет улетел без меня и десятков человек. Представляете? Меня зачикинили, все хорошо. За мной еще десятки людей. Я подхожу к гейту, а ничего нет. Как это возможно?"

По ее словам, тогда же подбежал еще один пассажир (Андрей — журналист BBC), и они вместе выбежали через уже закрытые двери гейта в надежде найти свой самолет. Они подошли к работникам с рациями и попросили помочь связаться с МАУ. Один работник сказал им, что за ними сейчас приедет автобус, но этого не произошло. Второй повторял "вам нельзя здесь находится, я ничего не знаю, ничем не могу помочь".

"И здесь стали приезжать люди в бронежилетах, в военной форме, еще и еще. Мы снова и снова рассказывали им, что один из этих самолетов — возможно, наш. Мы просили связаться с МАУ и помочь нам. В какой-то момент мне показалось, что я сошла с ума. Хорошо, что со мной был журналист BBC. Его присутствие подтверждало факт, что я не сошла с ума, и это реально происходит. А на фоне этого подходили новые и новые люди в форме.

Нас повели в кабинет, где в течение часа мы давали показания как злобные правонарушители по статье 202 (нарушение пункта пропуска). Протоколы, подписи и штраф 240 гривен.

Мы умоляли скорее провести нас к представителям МАУ, чтобы как-то решить вопрос и все же улететь на ближайшем рейсе. И знаете, куда нас привели? Все к той же стойке регистрации, с которой все и начиналось. Там уже шла новая регистрация на новый рейс с такой же огромной двухчасовой очередью. Мы безуспешно пытались что-то выяснить. Просили позвать старшего. Нас игнорировали и говорили, что заняты. Представителей так и не позвали.

Я стояла и наблюдала, как уже новые пассажиры снова не могут улететь. Отстояв в очереди 2 часа им на моих глазах говорили, что регистрация закрыта и самолет улетел. Люди кричали, ругались, просили помощи. И все это в пустоту. Через 4 часа стресса я забрала свой чемодан. И приехала домой".

Последнее прекрасно иллюстрирует видео Яны, которыми она далилась в соцсетях:

Еще один комментарий от пользовательницы Facebook Ирины Науменко, которая также тогда была в "Борисполе" добавляет красок описанию ситуации: коллапс наблюдался на всех рейсах.

комментарий в фейсбуке

"Я была в это время. Действительно был какой-то трэш. Очереди не двигались, если попадался пассажир с проблемными документами, то им занималась непосредственно оператор. Старших не было, не было к кому обратиться. Все пассажиры стояли в куче в том числе и с маленькими детьми. О социальной дистанции не было и речи. Пассажиры на рейс в Стамбул регистрировались почти до 19.00, хотя самолет уже вылетел. Я приехала в аэропорт в 16.00, сдала багаж в 19.05, мой рейс на Ереван в 19.10. Такая же ситуация с рейсами в Баку, Тель-Авив и еще в нескольких направлениях. Рейс задержали на час, так как пассажиры уже начали возмущаться и поднялся скандал. на борту солгали, сказали, что ждут транзитных пассажиров. Такого трэша от МАУ не ожидала. реально нет персонала. Иностранцы вообще в шоке. Пыталась связаться с МАУ через фб; вообще ноль реакции. Компания становится все хуже и хуже", — написала она.

Как отреагировали в авиакомпании

По заявлению пресс-службы МАУ, руководство и работники авиакомпаний "осознают свою ответственность", хотя регистрацию пассажиров обеспечивают не они.

"Хотя регистрацию пассажиров обеспечивает не авиакомпания МАУ, а частная хендлинговая компания, мы полностью разделяем и понимаем свою ответственность за сбой в работе. Авиакомпания МАУ проводит служебное расследование относительно действий своих контрагентов в аэропорту "Борисполь", — сообщили в пресс-службе, добавив, что в ближайшее время МАУ планирует пересмотреть время начала регистрации на рейсы, особенно учитывая начало ремонта Бориспольской трассы.

Авиаперевозчик планирует возместить стоимость билетов пассажирам, которых бросили в аэропорту.

ответ МАУ

Мнение адвоката

Впрочем, достаточно ли компенсации стоимости билетов? Ведь у многих пассажиров из-за такой ситуации могли сорваться оплаченные бронирования жилья, сорваны даты результатов ПЦР-тестов, страхование. Возможно, у кого-то не состоялась командировка. Возможно, кто-то летел в Стамбул транзитом. И, наконец, узнать, что твой самолет только что (и не из-за твоего опоздания) полетел без тебя, как минимум — неприятно, по факту — достаточно стрессовая ситуация, которая еще и предусматривает будущую волокиту. Поэтому компенсацию за какие из вышеперечисленных убытков можно требовать от авиакомпании, и есть ли смысл требовать компенсаций за моральный ущерб?

Об этом журналисты Depo.ua спросили у адвоката Олега Горецкого.

Возможно ли требовать у авиакомпании компенсаций за денежные потери в вышеперечисленных случаях? Как это делать?

Статьей 104 Воздушного кодекса Украины предусмотрена компенсация за отказ в перевозке от 250 до 600 евро в зависимости от дальности рейса.

Пассажир должен обратиться с письменным заявлением в МАУ, добавить все необходимые документы, зарегистрировать его (получить отметку о получении). Обязательно у пассажира должно быть в наличии подтверждение бронирования на рейс и доказательства оплаты услуг по бронированию, оплаты ПЦР тестов, страхования и тому подобное.

Впрочем, авиаперевозчик комяенсирует только фактически понесенные расходы, выплата морального вреда нормами законодательства в таких случаях не предусмотрено.

Какие шансы добиться подобного и нужно ли для этого обращаться в суд? Сколько может продолжаться такая процедура?

Обычно, МАУ компенсирует предусмотренные Правилами перевозок средства пассажирам во внесудебном порядке. В соответствии с Правилами, срок рассмотрения письменной претензии может составлять до 3-х месяцев.

Как вообще действовать в случае форс-мажоров при пользовании авиатранспортом? Куда обращаться?

Обычно такие форс-мажоры касаются багажа — его повреждения или потери. В случае повреждения необходимо составить соответствующий акт сразу в аэропорту. Это — обязательное условие. Этот акт является одним из доказательств, представляемых в дальнейшем пассажиром для компенсации.

В случае наступления каких-либо нестандартных случаев необходимо обращаться к официальному представителю в аэропорту, и главное для дальнейшего урегулирования ситуации и защиты прав пассажиров сохранять все документы, связанные с оплатой жилья, перелета, страхования, тестов ПЦР.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme