Культовые лекции TED: Как школы убивают креативность

Каждый ребенок чрезвычайно креативен, но взрослый образ жизни часто сводит это качество на нет

Журналист отдела "Жизнь"
Культовые лекции TED: Как школы убивают…

О недостатках мировой системы образования рассказал международный советник по вопросам развития творческого мышления Кен Робинсон в лекции на TED, которая набрала более 52 млн просмотров.

Depo.ua публикует самые популярные лекции TED за все времена, которые до сих пор могут изменить взгляд на жизнь, главные мысли и цитаты из них.

Итак, есть три темы для обсуждения. Первая - это экстраординарное проявление человеческой креативности во всех презентациях (на TED - ред.). Вторая - собственно то, что ни один из нас не знает, что будет в будущем.

Большинство людей имеют сформированное отношение к образованию. Если вы скажете незнакомцу: "О, я работаю в сфере образования", вы увидите, как он краснеет и бубнит: "О Боже, почему я?! Я же вышел погулять первый раз за неделю". Но если вы спросите о его собственном образовании, вас могут прижать к стенке. Ведь этот вопрос глубоко трогает людей, как вопрос религии или денег.

Именно образование ведет нас в будущее, которое сейчас ни один из нас не способен схватить и держать. Подумайте, дети, которые пошли в школу в этом году, пойдут на пенсию в 2060-х, и как будет выглядеть мир в то время, не знает никто. И все же мы должны их к нему подготовить.

И третья вещь - это то, что все дети имеют невероятные способности. Способности к инновациям. Таланты есть у всех детей, но мы их безжалостно растрачиваем.

В настоящее время в образовании креативность должна быть не менее важна, чем грамотность. И мы должны относиться к ней не менее серьезно.

Есть такая история. О маленькой девочке на уроке рисования. Ей было шесть лет. Учительница заинтересовалась тем, что рисует ее ученица, подошла и спросила: "Что ты рисуешь?". "Я рисую Бога", - сказала малышка. "Но ведь никто не знает, как выглядит Бог", - удивилась учительница. "Узнают через минуту", - заверил девчонка.

Дети не боятся ошибаться. Конечно, ошибаться - не то же самое, что быть креативным. Но если вы не готовы ошибаться, вы никогда не создадите ничего оригинального. И когда дети подрастают, большинство из них теряют эту способность. Они начинают бояться ошибаться. Между прочим, в этой манере мы и управляем своими компаниями - мы клеймим ошибки. Ведь в образовательной системе ошибки - худшее, что вы можете сделать. В результате мы не учим детей развивать свои креативные способности. Пикассо как-то сказал, что все дети рождаются художниками. Проблема - остаться художниками, когда мы вырастем. И если мы не развиваем креативность, мы из нее вырастаем.

Некоторое время я жил в Сниттерфилде рядом со Стетфордом, в котором родился отец Шекспира. Самое время удивляться: ведь никто не задумывается, был ли у Шекспира отец... Потому что никто не думает, что Шекспир был ребенком. В свои семь лет он был на чьем-то уроке английского. И вот отец говорил: "Иди спать. Сейчас! Прекрати так разговаривать. И отложи свой карандаш".

В системах образования всех стран похожая иерархия предметов. На вершине - математика и языки, потом - гуманитарные науки, а снизу - разные искусства.

Иерархия есть и в разных видах искусства. В школе музыка обычно самая высокая, затем идет драма и танцы. Ни в одной школе мира не учат детей ежедневно танцам так, как их учат математике. Почему нет? Математика очень важна, но танцы - тоже. Дети танцуют ежеминутно, если им это позволяют.
С определенного возраста мы развиваем только мыслительные способности ребенка. И то, с наклоном в одну сторону.

Думаю, главная цель всех вузов в мире - воспитывать университетских профессоров. Мне нравятся университетские профессора, но мы не должны делать из них эталон человеческих достижений. Это просто форма жизни, хоть и интересная. Обычно большинство из них живет в собственной голове. Тело для них - лишь вид транспорта для головы. Способ доставить голову на встречу.

Все образовательные программы развивают академические способности. И этому есть объяснение. Они появились в XIX веке, чтобы удовлетворить потребности индустриализации. То есть, полезные для работы предметы - на вершине. Детей мягко направляют: мол, ты никогда не найдешь работы, если будешь заниматься вещами, к которым тебя тянет: "Не занимайся музыкой, из тебя не выйдет музыканта", "Не рисуй, из тебя не выйдет художника". Часто это доброжелательные советы, но сейчас - в корне неправильные.

Сейчас происходит общественная революция. Академические способности продолжают доминировать в наших представлениях об интеллекте. Систему образования создают университеты. Немало талантливых и ярких людей не верят в себя, потому что их сильные черты в школе не ценились или даже притеснялись. И мы не можем продолжать в том же духе. В течение следующих 30 лет, по данным ЮНЕСКО, образование получит больше людей, чем за всю историю существования системы. И вот здесь оказывается, что дипломы больше не имеют значения.

Когда я был студентом, иметь диплом означало иметь работу. Если же работы нет, это потому, что ты не хочешь. Но сейчас молодежь с дипломами часто сидит дома и играет в видеоигры. Потому что требуют не только диплом, но и сертификат МВА, ученое звание. Это процесс академической инфляции. И он демонстрирует, как вся образовательная система сползает нам под ноги.

Мы должны радикально пересмотреть наше видение интеллекта. Во-первых, он очень разный. Мы думаем о мире всеми способами, которыми его чувствуем. Думаем визуально, аудиально, кинестетически, думаем в терминах абстракции и думаем в движении.

Во-вторых, он динамичный и интерактивный. По факту, креативность, которую я определяю как процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность, появляется в результате взаимодействия между различными способами восприятия.

В-третьих, он своеобразный. Джиллиан Линн - хореограф, которая поставила "Кошек" и "Призрак оперы", в школе считали безнадежной. Это были 1930-е, и учителя написали ее родителям: "Мы думаем, у Джиллиан есть нарушения. Она не может сконцентрироваться". Сейчас бы это назвали синдромом дефицита внимания, но в 30-е такого термина не знали.

Мама повела ее к врачу. Восьмилетняя девочка сидела на коленях у мамы 20 минут, пока та рассказывала, какие проблемы у Джиллиан в школе. Потом врач сам обратился к девочке: "Джиллиан, я хочу поговорить с твоей мамой наедине". Он вывел маму из комнаты, при этом включив радио на столе. Потом предложил маме понаблюдать за дочкой на расстоянии. Девочка сразу же начала двигаться под музыку. "Вы видите, она не больна. Она танцовщица. Отведите ее в танцевальную школу", - сказал врач.

"И мать меня отвела. Не могу передать, как прекрасно это было. Я попала в комнату, заполненную такими же людьми, как я. Людьми, которые не могли сидеть на месте. Людьми, которые должны двигаться, чтобы думать", - позже вспоминала Джиллиан.

Они занимались балетом, джазом, модерном. Ее приняли в Королевскую балетную школу. Она стала солисткой и построила замечательную карьеру.

Когда она выпустилась из балетной школы, основала свою собственную компанию, познакомилась с Эндрю Ллойдом Вебером. Она создала успешную танцевально-театральную историю и подарила удовольствие миллионам. И она мультимильйонер. А кому-то бы прописали лекарства, пока бы он не успокоился.

Считаю, что единственная наша надежда на будущее - принять концепцию человеческой экологии. В ее рамках - пересмотреть концепцию богатства человеческих способностей.

Наша система образования заминировала наше сознание: мы разорили свою планету, и скоро она откажется нам служить. Мы должны изменить фундаментальные принципы, по которым мы учим своих детей. Есть замечательная цитата Джонаса Солка: "Если бы все насекомые исчезли, в течение следующих 50 лет исчезла бы вся жизнь. Если бы все люди исчезли, в течение следующих 50 лет все формы жизни расцвели бы". И он прав. Если мы будем использовать дар воображения мудро, мы предупредим некоторые негативные сценарии. Единственный способ - видеть наши креативные способности во всем их богатстве и видеть наших детей как надежду. И наша задача - заниматься образованием их личностей в целом, чтобы они могли жить в будущем.

Кстати, может, мы и не видим это будущее, но они увидят. И наша задача - помочь действовать в нем.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme