Кто победит в Украине: умные или честные?

В Советском Союзе был популярен анекдот о том, что у людей есть три основных достоинства: ум, честность и партийность, - но уживаться могут в одном человеке только два из них. Если умный и партийный, то не честный. Если честный и умный — то не партийный. Если партийный и честный — то не...

Кто победит в Украине: умные или честные…

Со временем, когда не стало КПСС, оказалось, что партийность в этой триаде лишняя. Но противоречие между честными и умными осталось. Может быть, вместо «умные» более точно говорить «смекалистые», так как люди по-настоящему умственного труда преимущественно живут небогато и тезис «если ты такой умный, то где твои деньги», по сути своей, глубоко ошибочен. Он не подойдет, например, к гениальному математику Перельману, которому просто лень забрать причитающийся ему миллион - поступок, совершенно непонятный нашему «смекалистому». Но я все-таки буду пользоваться термином из советского анекдота, тем более что наша управленческая элита - те самые умные - стараются свою глубокую непорядочность камуфлировать учеными званиями, меценатством и вообще черт знает какими братствами Андрея Первозванного. Интересно, что такая мода, кажется, существует только в постсоветских странах, в Европе она прошла еще в семнадцатом веке, когда создавался «Мещанин во дворянстве».

Нетрудно заметить, что огромное количество активистов (людей совершенно искренних) крайне плохо переходит в качество на выборах. Те же пресловутые голосовальщики законов от 16 января (по нашей терминологии, умные, так как голосование в 2013 году сулило им очень неплохие бонусы) в нынешней Раде - тому подтверждение. С другой стороны, стало чуть ли не хорошим тоном подтрунивать над казаком Гаврилюком с его косноязычностью и мужицкой смекалкой, а ведь, мне кажется, это один из меньшинства в парламенте, кто будет голосовать по совести и если в чем-то и будет заблуждаться, то совершенно искренне.

Проблема противостояния умных и честных не ограничивается политической жизнью страны, она пронизывает все общество. Например, кто имел возможность поработать в любом отечественном НИИ, мог заметить, что крайне низкая эффективность подобный учреждений заключается в том, что в них людьми честными руководит присланный из какого-то главка умный. Осложняется ситуация также и тем, что призванный управлять интеллектуальным трудом бюрократ очень часто вообще ничего не понимает в том, чем занимается научный коллектив, его умность односторонняя - он знает, как поддерживать связи с вышестоящими инстанциями и как перераспределять финансовые потоки.

Интересно, что социальные лифты работают только в одном направлении перехода из честных в умные, и никогда в обратном. Можно рассмотреть это на примере молодого специалиста любого ведомства, перед которым на второй-третий год службы возникает проблема выбора: или начинать делать карьеру, но идти на сделки с совестью, или оставаться честным тружеником низших ступеней социальной лестницы. Иногда кажется, что и сами ведомства соревнуются друг с другом в умности и честности. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять любой район - городской или сельский - и сравнить в нем внешний вид зданий местной налоговой администрации и районного отделения пенсионного фонда или же районо. Ведь надо полагать, деньги на содержание админзданий выделяются по одним и тем же тарифам. Тогда все эти шикарные евроремонты налоговых по всей стране нужно рассматривать как свидетельство совершенно неприкрытой коррупции.

Даже убеждения могут не спасти от искушений. Не раз и не два мне приходилось слышать истории о том, как в зоне АТО оказывались рядом добровольческие отряды и бывшие бойцы «Беркута», причем вскоре добровольцы перенимали чисто милицейские повадки, особенно в контактах с местным населением.

Ситуация по сути выглядит совершенно по-оруэлловски: кланы умных бьются между собой, время от времени привлекая на свою сторону честных. Теоретически честные должны были бы научиться контролировать умных, но это фатально не выходит в ситуации, когда любой честный, дорвавшись к люстрации, вдруг превращается в умного. Почему так мало людей, которые могут быть умными и честными, - это огромная загадка и годы работы для социальных психологов. Возможно, это наследие той самой советской эпохи, от которой нам достался крайне громоздкий механизм государственного управления, рассчитанный на вытеснение любого порядочного человека. И только понижением роли государства в жизни общества мы можем достичь пусть не кардинальных, но все-таки изменений. «Государство не решает проблем, государство само является проблемой», - говорил в те же годы Рональд Рейган. У него-то как раз все было нормально и с умом, и с порядочностью.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme