"Когда последний абитуриент убежит в Польшу": Почему украинскому высшему образованию нужен скальпель

На начало 2018/19-го учебного года в Украине действовали 652 высших учебных заведения, среди которых около 200 - третьего и четвертого уровней аккредитации. Почти 80% украинцев имеют за плечами учебу в вузе. Казалось бы, умная, образованная нация... Впрочем, на самом деле не все так оптимистично

В реальности для поступления в вуз выпускнику школы даже не нужно владеть украинским языком, не говоря уже о доказывании знаний по профильным для будущей специальности предметам. Например, в этом году "порог" для сдачи ВНО по украинскому языку и литературе был установлен на уровне 23 тестовых баллов из 104 возможных.

О справедливости столь низких "порогов" и качестве высшего образования в Украине в целом Depo.ua пообщался с образовательным экспертом, шеф-редактором портала "Образовательная политика" Виктором Громовым. Приводим самые интересные моменты из беседы.

Как относитесь к низким пороговым баллам при поступлении?

"Конечно, плохо что таки низкие пороговые баллы, - господин Виктор. - Это дает пропуск в университеты абсолютно неподготовленным абитуриентам. Я в прошлом году возмущался, что, например, для поступления на географический факультет одного из педуниверситетов нужно набрать лишь 102 балла. И человек становился студентом. Потом, если не случится чуда, будет такой выпускник, а значит в школу придет крайне слабый учитель. Этот учитель не сможет обеспечить должное качество школьного образования. Цепочка замыкается".

По мнению нашего собеседника, проходной балл должен быть значительно выше. "Если в Германии только 40% выпускников школ становятся студентами университетов, то в Украине - вдвое больше - почти 80%. Это не является нормальным. Я не думаю, что мы в два раза умнее, чем немцы, а судя по тому, как мы живем, уровню экономики, положительных последствий такого увлечения высшим образованием мы не видим".

Какая государству от этого выгода?

Прежде всего амортизация безработицы среди молодежи и удовлетворение стереотипов значительной части наших сограждан. А какие дальнейшие последствия такой амортизации безработицы для страны?

"В Германии остальные 40% поступают в аналог наших профтехучилищ, а у нас такие заведения приходят в упадок. В общественном сознании перекос - обязательно надо, чтобы у ребенка был диплом о высшем образовании. Что он будет с ним делать, сможет ли трудоустроиться, никого не волнует. И вот он пять лет будет протирать штаны, даже если, мягко говоря, не имеет клепки для обучения".

То есть это является следствием общественной стереотипизации?

"У нас масса людей, которые получают, и я не говорю добывают, высшее образование. Они его не добывают, они получают корочку о высшем образовании, не имея среднего".

"Абитуриенты с минимальными баллами ВНО демотивируют всех других - студентов, которые могли бы и хотели бы учиться. Они создают соответствующую среду.

Конечно, то, что происходит, - национальная катастрофа. А затем спрашивают, почему у нас не генерируются инновации, нет мощной цифровой экономики...".

"У нас абсолютное большинство студентов становятся выпускниками с хорошими пластиковым "корочками", но нулевым, даже минусовым, уровнем реального образования. Надо задуматься над тем, что происходит с человеком те пять лет, пока он ничего не делает в университете, покупает зачеты и экзамены? Что происходит с его ценностями?".

"Посмотрите, какое в Украине количество университетов, и количество во Франции (около 75, - прим. ред). Если сравнить с аналогичными по размеру и населению странами, вузов у нас гораздо больше, и в конце это приводит к профанации самого высшего образования".

В МОН эти проблемы наверняка прекрасно понимают. Но где действия?

"Серьезные реформы неизбежно приведут к социальным возмущениям. Попробуйте завтра урезать государственный заказ или поднять пороговый балл. Сразу появится море демонстраций под министерством, море возмущенных родителей".

"Настоящие реформы являются очень болезненным процессом. Министра образования, который решится на такие хирургические методы, проклянут его современники. И только через 20 лет памятник поставят потомки. Но кто хочет ждать 20 лет? Хочется сразу иметь популярность. Не хочется вызывать бурю протеста. Любые реальные реформы - это больно. Это затрагивает интересы сотен тысяч, а то и миллионов людей. Поэтому никто на такие болезненные вещи и не решается".

"Если в медицине происходит ну, скажем, настоящая реформа, море негодования льется на исполняющую обязанности министра здравоохранения. На всех уровнях".

"Если мы не видим, чтобы кто-то пикетировал министерство, бил там окна, бурно протестовал, это означает, что настоящие реформы в образовании не происходят, чувствительные струны никто не задел, никому не стало больно".

"Основная ошибка нынешней команды в министерстве относительно реформ - они делают только то, что обречено на популярность. Понятно, что если дают деньги на новое образовательное пространство для первых классов, это всем нравится, это классно. А те вещи, о которых мы с вами говорим, - это хирургические методы, которые сделают больно очень многим. И безработными сделают многих. Представьте себе - если сократить контингент студентов вдвое в высших учебных заведениях - это же и половина безработных преподавателей. Они разнесут это министерство на куски".

"Они могли бы пойти в профессиональное образование и быть полезными там, но это совсем другое. Здесь и переобучение нужно, и собственные амбиции унять. Это мучительный процесс. Но на такие болезненные, но крайне необходимые, шаги, к сожалению, за последние десятилетия в Украине никто так и не решился".

Почему не проводится информационная работа с обществом, не объясняется необходимость кардинальных изменений?

"А кто будет проводить эту информационную работу? Ну хорошо, я вот шеф-редактор портала "Образовательная политика". Мы даем серьезную аналитику, в том числе и об этом. Нас регулярно читают несколько тысяч людей. Это продвинутая часть общества. А теперь представьте себе возможности, допустим, ректора, который является и народным депутатом, и лидером политической партии. Сравните его возможности пиарить свое заведение и наши возможности доносить адекватную информацию о реальном качестве высшего образования. Интеллектуалы нас читают, но они и без нас понимают, что такое настоящее образование. А общая масса людей?! Они потребляют то, что им "впаривают" СМИ, которые обслуживают те или иные интересы. У нас в образовании тоже есть свои мини-олигархи, которые имеют возможности проводить мощные информационные кампании".

"Когда в гражданском сознании будет преодолен советский стереотип, я не знаю. Выпускник гимназии, в которой я был много лет директором, рассказывает: "для мамы" я закончил Национальный технический университет, потому что мама не могла бы пережить, если бы сын не имел корочку о высшем образовании. Как он его заканчивал, детали опускаем... А для себя он зарабатывает деньги тем, что монтирует системы индивидуального отопления. Это имеет спрос на рынке и дает ему кусок хлеба. Но ему пришлось усмирять и мамин стереотип: ребенок обязательно должен иметь высшее образование ".

"В 2005 году, когда я на волне Оранжевой революции "сходил в начальство" (был меньше года начальником управления образования, науки, молодежи и спорта Кировоградской областной государственной администрации), попытался закрыть филиал одного из псевдоуниверситетов в одном из наших райцентров, в котором это заведение выпускало "менеджеров международного туризма". Там дядя сдавал бычка на мясо, чтобы заплатить деньги за пластиковую корочку для дочери. Какой там "менеджер международного туризма" мог быть подготовлен силами местных учителей?! . А если бы это действительно было возможным, куда бы она дальше пошла, в том райцентре с таким дипломом? Там иностранцев в последний раз видели в 1943 году и дорогу там с тех пор не ремонтировали (сделали "еще при немцах"). Поэтому, человек становится жертвой того советского благого намерения "дать дочери высшее образование".

Конечно, должна быть система защиты прав потребителя, потому что это же понятно, что то псевдообоазование ни малейших перспектив для дочери не открывает. Разве что может услаждать ее амбиции и опорожнить карманы родителей.

Есть ли положительные сдвиги в этой сфере?

"Какие-то шаги осуществляются, но радикальных изменений нет и не думаю, что будут ближайшие 10 лет. Разве что когда от нас последний абитуриент сбежит в Польшу, тогда у нас начнут думать, как основывать заново наши университеты, и чуть ли не с нуля создавать современную эффективную систему высшего образования".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook