Хлопковые войны: Удастся ли Китаю вытеснить с рынка "вредные" мировые бренды

Таможенное управление Китая обнародовало список из 81 товара, которые могут быть вредными для детей. В том числе, в перечне изделия таких мировых гигантов как Nike, H&M и Zara

Журналист отдела "Жизнь"
Хлопковые войны: Удастся ли Китаю вытесн…
Фото: gettyimages

Список вроде бы стал результатом инспекции, проводившейся в течение года. В нем – детская одежда, обувь, игрушки и бутылочки. Утверждается в частности, что девять платьев от H&M якобы содержат "краску или вредные вещества, которые могут попасть в тело через кожу, рот и тому подобное, и представлять опасность для организма", пишет BBC. То же самое утверждается в отношении детской одежды от Zara, футболок Nike для мальчиков, хлопковых пижам Gap.

Впрочем, скандальное заявление – лишь очередной виток противостояния между мировыми брендами и властями Китая. Depo.ua рассказывает о его основных вехах.

Итак, еще в прошлом году в СМИ вышло расследование о том, что Китай использует принудительный труд уйгуров и представителей других нацменьшинств для сбора хлопка в провинции Синьцзян на западе страны, а проживают работники в специальных лагерях. При том, что китайский хлопок покупают для изготовления текстиля по всему миру, масштабы проблемы оказались колоссальными. Сам Китай обвинения опроверг. Мол, на самом деле лагеря – учреждения профессиональной переквалификации, и ни о каком принуждении речь не идет.

Ряд мировых брендов выразил обеспокоенность из-за нарушения прав человека в Синьцзяне. Сначала соответствующие заявления выпустили Nike и H&M.

В марте страны ЕС, Канада, США ввели санкции против Китая, Китай ответил ответными санкциями. И параллельно пошел в атаку на компании, которые осуждали нарушения прав человека на хлопковых плантациях.

В СМИ начали распространяться призывы бойкотировать товары компаний, местные селебритис прекратили с ними сотрудничество, а интернет-платформы – заблокировали. Оффлайновые магазины остались работать, но к ним, например, нереально вызывать такси через мобильное приложение.

Кроме того, под ударом оказались бренды, связанные с группой Better Cotton Initiative, которая пропагандирует цивилизованное производство хлопка и после скандала прекратила деятельность в Синьцзяне. В списке компаний – Nike, Adidas, New Balance, Burberry, Puma, Tommy Hilfiger и др.

Не только прессинг государства

Конечно, в государстве с регулируемыми медиа проводить кампанию против западных брендов нетрудно. Впрочем, сейчас давление на мировых игроков массмаркета активно поддерживают китайские производители одежды. Отрасль расцветает, а бойкот облегчает экспансию. Поэтому под давлением оказались компании, которые сначала опубликовали заявление о хлопке, а потом его убрали, как это было с Zara.

Местные эксперты утверждают: мол, если еще несколько лет назад на довольно символические протесты могли бы закрыть глаза, – ведь отечественных альтернатив просто не было, – в данный момент покупателей переориентируют на китайскую продукцию. И "хлопковый скандал" - удобный для этого повод. Тем более, что Китай оказался в более выгодном положении из-за динамики пандемии. Экономика страны возрождается в разы быстрее, чем, в частности в странах Европы.

На этом фоне с января по апрель в стране продажи китайского одежды увеличились на 33,8% по сравнению с 2020-м. Развивается и экспорт. За поставки одежды другим странам Китай за этот период получил $44,41 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос увеличился на 51,7%, приводит Fashion United данные таможенного управления Китая.

И в статистике фигурирует не только традиционно дешевая продукция, но и изделия брендов, которые по крайней мере в национальном масштабе намерены бросить вызов растиражированным гигантам. Так, среди производителей спортивной обуви выросли объемы продаж китайских Li-Ning и Анта. Среди одежды – тенденция та же. Например, доходы от продаж за первый квартал этого года группы Peacebird по сравнению с прошлым выросли на 93,1%. Наиболее существенно увеличились продажи женской одежды группы, где этот показатель – 120%. При этом некоторые из таких "качественных" брендов выбрались за пределы континента и имеют представительства в странах Европы или же США. Те же Peacebird в 2019-м презентовали одежду на Нью-Йоркской неделе моды. Хотя в приоритете у таких компаний захват сперва местного рынка, а затем – симпатии и деньги жителей других стран, в балансе мирового массмаркета разных сегментов могут наметиться ощутимые изменения.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme