Мутации, зараза на поверхностях и иммунитет детей: Что нового ученые узнали о коронавирусе

Пандемия коронавируса набирает обороты в мире, но множество фактов о возбудителе болезни и ее течении остаются нераскрытыми

Журналист отдела "Жизнь"
Мутации, зараза на поверхностях и иммуни…

Ученые из разных стран продолжают заполнять пробелы в знаниях о COVID-19, но немало моментов все еще остается невыясненными.

Depo.ua предлагает обзор последних открытий о коронавирусе.

Первые случаи болезни были ранее

Ученые Национального института рака Милана выяснили, что в Италии коронавирус был еще за два месяца до того, как его впервые зафиксировали в Ухане. Хотя по нынешней официальной информации, первый случай в Италии диагностировали 21 февраля, миланские ученые утверждают, что инфекция в стране появилась раньше.

Об этом говорится в работе, опубликованной в издании Tumori Journal. Так, у 11% из 959 добровольцев, которые принимали участие в серии анализов о состоянии легких, обнаружили специфические к возбудителю антитела, которые выработались до февраля.

Еще одно исследование провели в Университете Сиены. У четырех человек зафиксировали антитела в октябре, а это значит, что они достоверно переболели COVID-19 в сентябре.

Как пояснил Reuters соавтор исследования Джованни Аполлон, главный вывод исследования заключается в том, что коронавирус может циркулировать в популяции достаточно долго без ощутимых пиков в летальности — то есть, на уровне страны почти не давая о себе знать. Впрочем, потом количество больных может вырости до уровня пандемии.

Коронавирус мутирует внутри человеческого тела

Медики на ученые из Массачусетса отслеживали историю болезни 45-летнего пациента с COVID-19, который страдал аутоиммунным расстройством и регулярно употреблял мощные иммунодепрессанты. Ему выписали противовирусные препараты, и вирус отступил, но вернулся с новой силой. Так было дважды, а через пять месяцев после первого положительного теста мужчина умер.

Исследователи пришли к выводу, что вирус может подвергаться значительным изменениям, уже находясь в человеческом теле. Таким образом возбудитель адаптируется к новым условиям.

В еще одной работе исследователи из университетов Глазго и Сан-Франциско выяснили, что из-за мутации возбудителя уже выработанные антитела могут не помочь защититься от повторного заражения. Так, мутация N439K наблюдается в белке, который вирус использует, чтобы атаковать клетки. Именно он и является ключевой мишенью для антител. Соответственно, измененные кровяные защитники его могут просто не распознать. Сейчас такую мутацию зафиксировали уже в 12 странах.

Некоторые дети защищены

Ученые из университета Лондона исследовали кровь людей, которые на момент анализа не сталкивались с коронавирусом. Рассматривали биологические образцы, полученные до эпидемии, или в самом ее начале. Оказалось, что у 5% из 302 взрослых были антитела, способные противостоять инфекции. У детей от 6 до 16 лет показатель составил целых 60%.

В лабораторных условиях ученые обнаружили, что имеющиеся антитела действительно препятствуют попаданию нового коронавируса в клетку. При этом пока ученые считают, что сформировались они благодаря обычным сезонным простудам — вирусам, которые дети подхватывают чаще.

Возбудитель на поверхностях

Вопрос, насколько опасны поверхности в плане заражения, остается открытым и через девять месяцев после официального старта эпидемии. В который раз дать на него ответ попытались ученые из Университета Медфорда в Массачусеттсе. Они исследовали 33 поверхности в общественных местах. Генетический материал коронавируса обнаружили на 8% образцов. Больше всего — на мусорниках и на ручках магазинов алкогольных напитков. Впрочем, уровень загрязнения определили как низкий. То есть, риск заболеть для человека, прикоснувшегося к поверхности и потом не обработавшего руки антисептиком, невысок.

Впрочем, расслабляться в этом плане тоже не стоит: эти же ученые выяснили, что уровень загрязненности поверхностей — предвестник роста заболеваемости. Так, больше всего генетического материала обнаружили за семь дней до очередного пика COVID-19. Таким образом полученные результаты можно использовать еще и для эпидемиологического прогнозирования.