"Люди придумывают симптомы, чтобы мы приехали": Интервью с медиком экстренки о работе в ковидной зоне

Фельдшер черкасской экстренки Михаил Могилястый работает на скорой с 2014 года. За это время имел дело с разными видами агрессивных пациентов, но признается — так сложно, как в ковидные времена, ему еще никогда не было

Алина Евич
Журналистка
"Люди придумывают симптомы, чтобы мы при…

За последние четыре дня работники черкасской скорой выезжали на вызовы, связанные с коронавирусной болезнью, более 1 100 раз. В интервью Depo.ua медик экстренки Михаил Могилястый рассказал, чем пациенты угрожают ради госпитализаций, из-за чего медики экстренки остаются крайними из-за лечения семейных врачей и как это - привыкать жить в коронавирусном костюме.

Чем наиболее характерна работа во время пандемии?

- Первое, что приходит на ум – это увеличение темпа работы. То есть сейчас значительно увеличилось количество вызовов – и профильных, и непрофильных. Чаще вызывают на кашель, температуру 37-37,5, часто просят назначить лечение или написать какой-нибудь рецепт. А еще часто случаются такие ситуации, когда люди звонят по телефону в скорую, чтобы медики приехали и пересмотрели лечение, которое им назначили семейные врачи. А делают это потому, что им не нравятся лекарства, или само лечение, или его результаты.

Мы объясняем, что лечение сами не можем назначить – оно должно быть назначено на официальном уровне самим врачом, который будет отвечать за него и за пациента. И специалист, а не мы, должен следить за процессом лечения – лучше человеку, хуже или ничего не меняется.

Пациенты часто не хотят понимать эти пояснения?

- Да, потому что вместе с количеством вызовов увеличилось и количество хамов. Неуважение или агрессия чаще всего связаны с тем, что люди уверены, что им все должны. Часто я объясняю: у вас температура 37,5 – это не критично, обратитесь к врачу, поскольку у нас много профильных вызовов к людям, которым экстренно нужна помощь. А они отвечают, что им все равно – они хотят, чтобы медики приехали, и их не волнует все остальное.

Случается ли, что люди скрывают коронавирусные симптомы или подтвержденный диагноз?

– Есть такие ситуации, и чаще всего они возникают из-за того, что люди боятся, что мы к ним не приедем. И это очень большая проблема для нас, потому что когда мы идем в так называемую "грязную" зону, мы должны быть в костюмах, которые нас и защищают. А если диспетчеру не рассказывают о таких симптомах или диагнозе, то мы можем приехать на вызов в обычном медицинском халате. И он защищает в разы хуже. И из-за собственного эгоизма и страха люди ставят под вопрос работу всей медицинской системы и того фельдшера, который к ним приехал. То есть их осмотрят, им помогут, и это хорошо. А что будет с медиком, который может заболеть или с человеком, который срочно ждет приезда бригады — их уже не волнует.

Перед тем, как поехать по вызову, бригады решают между собой, кто поедет к пациенту с ковидом, а кто — к другим?

- Вообще в экстренке есть сформированные бригады, которые едут к больным с коронавирусом или подозрением на него. Они без исключения вакцинированы и в разы чаще ездят по таким вызовам. Но часто случается так, что из-за большого количества вызовов к пациентам с коронавирусом могут попасть и не ковидные бригады. Поскольку ковидники могут быть заняты теми, у кого живот болит, и у кого сердце прихватило.

В начале пандемии сборы медиков к пациенту с симптомами COVID-19 были настоящей спецоперацией. Изменился ли алгоритм работы теперь, через полтора года?

– Алгоритм оказания самой помощи почти не изменился – конечно, есть специфика, но к ней быстро привыкаешь. Другое дело – это условия работы и то, с каким количеством одежды на себе приходится работать.

Очень усложняет работу то, что мы постоянно при вызове к больному с подозрением на коронавирус должны быть в костюме, чтобы не заразиться самим. Часто приходится надевать три пары перчаток, маску, щиток, очки — то есть уже экипировка некомфортна. Даже просто прослушать легкие проблематично.

Все это мы должны надеть на себя еще до выезда, то есть уже в костюме, масках и щитках ехать к пациенту, потому что часто он выходит нас встречать на улицу, хотя со своими симптомами коронавируса должен сидеть дома. То есть сразу ты должен быть готов выйти в "грязную" зону. Когда-то мой коллега из 12 рабочих часов провел 11,5 в этой экипировке. А я в таком костюме обычно провожу 75-80% всей смены.

медик экстренки Михаил Могилястый

Что чаще всего требуют пациенты с симптомами коронавируса?

– Однозначно – чтобы мы сделали тест. Когда слышат отказ и объяснение, что мы не делаем тест и никогда не делали, то требуют послушать легкие, измерить сатурацию... Люди просто не понимают наше назначение как экстренной службы. Для них мы как семейные врачи, но на колесах. То есть, что мы приедем, послушаем, назначим лечение и, главное — успокоим.

А агрессировали когда-нибудь в твой адрес, потому что отказывался оказывать непрофильную помощь?

– У меня обычно все заканчивается на уровне недовольства – я мужчина немаленький, мне не так часто начинают грубить. Но коллеги, особенно девушки, часто рассказывают об агрессии. Бывают даже случаи, когда за их спиной закрывают дверь и шантажируют, что не выпустят, пока она не назначит лечение или не договорится относительно койко-места в больнице. Куда, конечно, нужно будет их госпитализировать даже "на всякий случай".

Неоднократно приходилось вызывать ГСО (ред. – Государственная служба охраны). И только когда они приезжали, становились на сторону медиков, ситуацию удавалось разрешить. Помогает, что они защищают медработников, и это помогает сэкономить время.

Бывает ли, что люди наоборот отказываются от госпитализации?

- Иногда люди начинают требовать, чтобы мы их отвезли на "скорой", чтобы они сделали тест, потому что подозревают у себя коронавирус. Часто бывают случаи, когда даже семейные врачи советуют звонить в экстренку, потому что мы якобы можем "договориться", чтобы госпитализировали в больницу. Но в большинстве случаев как раз эти пациенты и не нуждаются в госпитализации. Нередко у них из симптомов только температура 37,5, насморк и кашель.

Если есть показания к госпитализации — конечно, мы не отказываем. Сначала уточняем у диспетчера, где есть свободные места, а затем везем туда пациента. Но даже это людям не нравится — они иногда туда, где есть койко-места, не хотят. Так и говорят: "Я туда не поеду". А почему? Потому что "слышали, что там плохо".

Насколько подобные ситуации тормозят работу медиков?

- Статистики у меня нет, но когда-то диспетчеры рассказывали, что за сутки было больше 25 вызовов, где люди ожидали, когда хоть какая-то бригада освободится. А причина такого "застоя" – непрофильные вызовы. Или люди придумывают симптомы, чтобы к ним гарантированно приехали.

На один непрофильный вызов бригада тратит от 20 минут и больше, потому что нужно одеться, доехать, понять, в чем проблема и есть ли она вообще, а потом еще и заполнить документацию. Если это вызов профильный, то около 40 минут без госпитализации. А с госпитализацией – больше часа. В течение суток в Черкасской области работают ориентировочно 100 бригад медиков, в Черкассах и ближних селах — 30.

На что люди еще жалуются, кроме коронавируса?

- Учитывая сезон, то ОРВИ, грипп. Никуда не делись гипертонии, инфаркты, инсульты, ДТП и случайные травмы. Все это осталось, просто сейчас о них мало говорят. А по непрофильным вызовам, с которыми звонят по телефону в экстренку — это сопли, кашель, "послушайте меня"...

Каждый раз, когда Михаил идет на работу, дома остаются родители и младшая сестра. Несмотря на переживания за сына или брата, они принимают его профессию с пониманием и уважением — и надеются, что такое же отношение будет когда-то и у людей, вызывающих медиков во время эпидемии из-за соплей и недовольства "семейником".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme