Жизнь

Запрет "Волыни": Почему о "зверствах бандеровцев" стоит узнать больше

Перенос премьеры польского фильма Войцеха Смажовского "Волынь" возмутил украинских либералов – мол, в демократической стране имеют право на знакомство с другой, хоть и искаженной, точкой зрения

18 октября 2016, 15:00

Запрет "Волыни": Почему о "зверствах бандеровцев" стоит узнать больше

Такое решение Польский институт в Киеве принял из-за письма от МИД, в котором ведомство "настоятельно рекомендовало" перенести премьеру на более благоприятное время. Точная или хотя бы приблизительная дата премьеры пока неизвестна.

В кинотеатрах фильм вряд ли собрал бы хорошую кассу: не секрет, что европейское кино пользуется гораздо меньшим спросом, чем голливудское, к тому же портить себе и без того осеннее настроение "историческими" сценами массовых убийств – удовольствие сомнительное. Конечно, пришли бы несколько историков, киноманов и интеллектуалов. Но резонанс от того крошечный.

Пока же стоит ожидать всплеска интереса к картине, ведь, если запретили, значит, было за что. И на это "что-то" стоит хотя бы одним глазом посмотреть. Впрочем, такой интерес безопасности на улицах и дипломатическому равновесию не грозит. Посол Украины в Польше Андрей Дещица уже признался: фильм отменили, потому что боятся волны протеста. Слишком агрессивно украинцы могут воспринять картину, в которой украинские националисты без посягательств совести сжигают польского ребенка и сдирают кожу с живых людей. А вот позже, почему бы и нет...

Но что изменится в том знаковом "позже" пока неизвестно. То ли украинцы обложатся учебниками по истории, чтобы видеть в каждом аргументе о "убийствах ОУН" не наглую ложь и попытку дать под дых, а односторонний тезис, который требует масштабных дополнений. То ли появятся мудрые популяризаторы истории, которые откажутся от черно-белого шаблона и будут говорить на языке фактов – о том, что украинцы действительно проводили этнические чистки, но и поляки не отставали. Что общее "бандеровцы" состоит из отдельных групп и отдельных людей, при чем далеко не все из них были безгрешными.

Заборона "Волині": Чому про "звірства бандерівців" варто дізнатися більше - фото 1

То есть призрачное "позже" кажется слишком далекой перспективой... Сейчас же всплывает более простой и "человеческий" вариант – снять свою картину, щедро облив грязью уже Армию Крайову, и продолжить диалог на языке взаимных тумаков.

Для большинства очевидно, что "Волынь" является одним из тех пинков. Украинцы в картине массово совершают преступления, от которых мурашки идут по коже со всей скоростью. Поляки, в фильме, сложа руки не сидят, но обратные действия гораздо скромнее. И выглядят скорее справедливыми ответом на зверства, чем собственно, зверствами.

Украинцам такая трактовка по душе не пришлась.

"Я не знакома со сценарием, зато знаю пару хороших украинских актеров, которые получили приглашение на участие в фильме, и несмотря на свои горячие симпатии к полякам, после прочтения своих украинских ролей, отказались от участия в съемках. Они сказали, что это настоящая школа ненависти. Для меня это ужасающе тревожный звонок", - говорила еще два года назад Оксана Забужко в комментарии Newsweek.

Поэт Андрей Любка в комментарии тому же изданию намекнул на причастность к проекту Кремля.

"Когда я услышал, что будет такой фильм и кто его снимает, то первой мыслью было проверить, кто же финансирует производство картины лично "Газпром" (...)Ведь сейчас это на руку только России", - отметил художник.

Впрочем, версия что Войцеху Смажовскому заплатили за антиукраинскую пропаганду кажется фантазийной. Логичнее предположить, что когда в Украине начали активно говорить об оуновцах-героях, поляки в ответ решили снять картину об оуновцах-зверях.

Интересно, что сам режиссер уверяет, что вовсе не хотел обидеть украинцев.

"Этот фильм не направлен против украинцев. Он направлен против крайнего национализма, – говорит Смажовский в комментарии польскому изданию tvn24.pl. – Я верю в зрителя. Что люди понимают, что дело в том, на что человек способен, когда он вооружен идеологией, и есть разрешение убить".

Однобокое трактование истории в демократической Европе – конечно же, не изобретение поляков.

Так, в новом, нашумевшем украинском сериале "Столетие Якова" во время Второй мировой поляки решают сжечь целую церковь людей, но отказываются, потому что за них эмоционально просит известная полячка из семьи Пилсудских. Большевики расстреливают детей и женщин, чтобы очернить имидж ОУН. Наши хотя и преследуют местных поляков, но в основном показаны человечными и благородными.

О том же, чтобы показать объективную, максимально реалистичную картинку и тем самым выбить все козыри из рук пропагандистов из других стран, пока не говорится. Видимо, для Восточной и Центральной Европы такой пилотаж еще высоковат, а информационную политику на таком уровне развивать еще не умеют.

Зато по советскому образцу елозятся штампы – "братские народы" (уже о поляках), "наши друзья", "герои", "они нас предали". Эти же штампы бросают нас на противоположные полюса – от пылкой любви до неприятия и даже ненависти. И вот, диалог заканчивается, в сердцах разочарование, а общение между дипломатами стало натянутым и о обоюдных реверансах уже не идет. И к сожалению, о таком развитии событий в украинско-польских отношениях пессимисты говорят уже сейчас.

Тогда как логичнее понять, что на международной арене нет друзей, а есть временные союзники. Что уже потухшие очаги взаимной боли могут вспыхивать снова и снова, и к такому идеологическому поединку стоит быть готовыми. Но готовиться, знакомясь с собственной историей, продумывая аргументы, находя собственную точку зрения, а не просто сжимая кулаки и пытаясь защитить собственных граждан от "враждебных мыслей".

Больше актуальных новостей читайте на Depo.Жизнь

Loading...
Loading...