Новая броня для БТР: Как технологический "совок" в Украине тормозит развитие

Среди побед, которых немало в украинском оборонпроме, время от времени проскакивает и настоящая измена

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новая броня для БТР: Как технологический…

Фото – Укроборонпром

Depo.ua продолжает отслеживать ситуацию вокруг войны на Донбассе. И вооружение Вооруженных сил Украины – отнюдь не последний момент в этом вопросе.

29 октября ГП "Харьковское конструкторское бюро им. Морозова", которое входит в состав госконцерна "Укроборонпром", передало в армию первую партию изготовленных из новой отечественной бронестали БТР-4 в составе семи машин. Несмотря на то, что заканчивается октябрь, это была первая партия бронетранспортеров, которую украинская армия получила в рамках государственного оборонного заказа в 2018-м году. Еще 40 корпусов находятся в работе.

Читайте также: Бронированный убийца танков: Что за новейший "Буцефал" представили ВСУ.

Причины такой задержки достаточно тривиальны для нашего государства: бюрократия, жадность и нежелание идти в ногу со временем.

Так, директор Defense Express Сергей Згурец утверждает, что фактическое начало работ по изготовлению бронетранспортеров началось только в сентябре, а до этого продолжался процесс подписания договоров и согласования цены между заказчиком (Министерство обороны Украины) и исполнителем (предприятиями, которые входят в состав "Укроборонпрома").

Судя по всему, процесс этот затянулся на добрых три квартала. На это были как объективные причины (безвиз открыл дверь в Европу, в том числе и для работников оборонного сектора), так и субъективные. На субъективных стоит остановиться более подробно.

По словам того же Сергея Згурца, ответственное за выполнение госзаказа БТР-4 ХКБМ им. Морозова сперва "зажало" передать Лозовскому кузнечно-механическому заводу крупный подряд на изготовление бронекорпусов БТРов, в результате чего завод добрых полгода простаивал, и из него сбежали почти все работники, преимущественно за границу. Когда же в ХКБМ поняли, что самостоятельно не смогут освоить государственный заказ, было немного поздно – в Лозовой работать было уже практически некому – из трех бригад сварщиков осталась только одна. И, чтобы удержать ту, на заводе пошли на поднятие зарплат, что потянуло за собой пересмотр себестоимости продукции и, как следствие, новый просмотр цены и переподписание договоров.

Ну а о том, что чиновники из Министерства финансов могут поставить на грань срыва любой госзаказ, профинансировав его на 3-6 месяцев позже, чем было запланировано, мы уже писали в контексте реформы системы питания в украинской армии. Как утверждают причастные к процессам люди, с БТРами ситуация ничем не лучше.

Но вернемся к изготовлению БТРов. По словам экспертов, задержек с этим можно было бы избежать, если бы отечественные оборонные предприятия отвечали требованиям времени. В частности, в вопросе автоматизации производства. Ведь, пока весь цивилизованный мир сварочные работы выполняет с помощью роботов, в Украине все завязано на ручной работе сварщиков.

Фото – Сергей Згурец

"Делают корпуса БТРов по технологии, которая была отработана еще во времена Советского Союза. На производство поступает листовая незакаленная бронесталь, она режется, обрабатывается край, сварщики на стапелях сваривают корпус. Потом этот корпус загружается в огромную печь, где корпус будущего БТР закаливается до определенной температуры и затем постепенно охлаждается. Это нужно, чтобы бронесталь стала броней, даже включая сварные швы, а корпус БТРа не потрескался. Хотя, как показывает практика, раз на раз не приходится", – описывает Сергей Згурец технологический цикл изготовления корпусов БТР.

Фото – Сергей Згурец

Соответственно, качество выполненных работ также зависит от человеческого фактора – прежде всего, опыта и квалификации сварщика. Отсюда и рекламации от клиентов, прежде всего зарубежных. Чего стоит только прошлогодний скандал с сорванным заказом для Ирака: в партии БТРов, изготовленной Лозовским кузнечно-механическим заводом, заказчик обнаружил трещины в корпусах и вернул бракованную продукцию в Украину (говорят, она потом успешно пошла на вооружение Нацгвардии).

А, между тем, этот процесс можно автоматизировать – как это делается хотя бы в соседней Польше. В частности, одна из фирм предлагает решение в виде готового проекта.

Однако, вместо автоматизации производства, в ГП "Укроборонпром" отдают предпочтение "игре в нарды", перегоняя бригады сварщиков с одного предприятия на другое. В частности, есть информация о том, что опасаясь сорвать государственный оборонный заказ, ХКБМ им. Морозова отправило свою бригаду сварщиков на помощь главному подрядчику – Лозовскому кузнечно-механическому заводу. Вместе с тем, никакой информации о планах автоматизации производства бронемашин нет.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme