"Союзное государство" как приговор: Имеет ли право НАТО защищать Беларусь от российского вторжения

Соседняя Беларусь продолжает двигаться путем Украины 2013-2014-х годов, но кроме заветной свободы может получить и большие проблемы

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
"Союзное государство" как приговор: Имее…

События в соседней Беларуси разворачиваются очень стремительно, кресло под де-факто президентом этой страны Александром Лукашенко качается все сильнее, но он продолжает отчаянно держаться за власть. На днях он заявил, что уже договорился с президентом России Владимиром Путиным о поддержке, и Россия при первом же запросе "окажет помощь" для обеспечения безопасности Беларуси.

Фактические последствия это может иметь как для Беларуси, так и для Украины, что мы и рассматривали в предыдущем материале.

Читайте также: Тысяча километров общей границы: К чему готовиться Украине, если Путин таки введет войска в Беларусь.

Сейчас же предлагаем разобраться в юридической составляющей ситуации — если Путин все же решится на худшее, то что ему за это будет и как он будет пытаться оправдать свои действия.

Конечно, первым документом, которым Путин будет оправдывать появление своих танков в Беларуси, станет Договор о создании Союзного государства России и Беларуси, подписанный 8 декабря 1999 в Москве.

Лукашенко і Путін, 1999 рік

Согласно этому договору, в число полномочий Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи.

Собственно, наблюдая за тем, как Кремль трактует Минские соглашения, не остается сомнений, что уже этого Путину будет достаточно для того, чтобы трактовать этот документ в свою пользу, безотносительно того, что в нем прописано дальше. А то, что этим же документом гарантируется, что "каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб", вообще не будет иметь никакого смысла, если он не будет аннексировать Беларусь, а оставит ее формально независимой страной.

Отдельно можно было бы выделить отношения Беларуси с НАТО, если бы это имело хоть какой-то смысл. Ведь несмотря на то, что Беларусь в 1995 г. присоединилась к программе НАТО "Партнерство ради мира", с 1998 года имеет собственное дипломатическое представительство в НАТО, а в 2014 году согласовала партнерство с НАТО в рамках "Процесса планирования" и перспективы развития сотрудничества, эта страна не является членом Альянса, поэтому в критический момент рассчитывать на действенную защиту не сможет. Собственно, пример Украины все еще перед глазами. И это при том, что Украина с НАТО всю дорогу сотрудничала более активно.

Напомним, что в 2014 году, когда Россия воспользовалась тяжелой ситуацией в Украине после преступной деятельности экс-президента Виктора Януковича и аннексировала Крым, а потом взялась за Донбасс, все мы апеллировали к нарушению Путиным украинско-российских межгосударственных соглашений, норм международного права и, что самое важное, к Будапештскому меморандуму. Согласно этому документу США, Великобритания и Россия письменно дали гарантии суверенитета и безопасности Украины в обмен на отказ от ядерного оружия. Более того — Генеральная Ассамблея ООН приняла этот меморандум как официальный документ. Однако, когда дошло до дела, то один подписант наплевал на все гарантии и воспользовался правом силы, а другие только выразили глубокую обеспокоенность по этому поводу.

Не надо быть большим провидцем, чтобы понимать — Беларусь ждет та же участь. Ведь безнаказанность порождает вседозволенность, и, если один раз подобное сошло Путину с рук (ну не считать же серьезным наказанием эти санкции против России), то он имеет все основания рассчитывать, что и в следующий раз также сойдет. Тем более, если он наплевал на официальный документ Генассамблеи ООН, то что ему какие-то двусторонние соглашения?

Кстати, договорно-правовая база белорусско-украинских отношений составляет на сегодня около 205 международных документов, однако среди них нет ни одного, который бы регулировал отношения наших государств в сфере безопасности и обороны. Оно и не удивительно, ведь Беларусь — единственная из стран-соседей, ни разу не воевавшая с нашим государством и не выдвигавшая нам территориальных претензий. Но это до тех пор, пока ею не начнут управлять уже прямо из Кремля.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme