Дальнобойщики поставили Путина перед выбором: или Горбачев, или Ким Ир Сен

Протест российских дальнобойщиков обречен. Но он готовит Путину плаху

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Дальнобойщики поставили Путина перед выб…

Противостояние российской власти с дальнобойщиками не затихает. Поняв, что протесты в регионах Москве глубоко безразличны, и не дождавшись ни слова о своих проблемах в обращении Путина к Федеральному собранию (нет, это не шутка – они всерьез верили, что Путину есть до них дело), дальнобойщики таки организовали относительно успешный поход "на Москву". И перекрытые полосы МКАДа - свидетельство того, что потушить протест пока не удалось.

Российская власть противодействует пока что относительно "сдержанно" – проводя многочисленные задержания, выписывая штрафы, блокируя движение фур и выдумывая тысячу других причин, чтобы закрыть самых активных в кутузку – хотя бы на несколько часов. В ход идут мелочные провокации – типа "обстрелов" офисов "Платона" в регионах (из пневматических пистолетов, заметим) – за которые будут заведены вполне реальные уголовные дела. В рамках которых можно абсолютно законно задержать любых недовольных.

В некоторых регионах вроде Дагестана, где профессия дальнобойщика – один из немногих способов честно кормить семью, полиция действует с особым размахом, и дело пахнет столкновениями.

Тем временем "бешеный принтер" Думы готовится в ускоренном порядке приравнять автопробеги к митингам. И, соответственно, дальнобойщиков к "болотным протестантам".

Косметические уступки российского Минтранса относительно небольшого снижения штрафов за "неиспользование нерабочим "Платоном" во-первых, так толком и не выполняются, а во-вторых – никого не удовлетворяют.

Поэтому дело, как не крути – а идет к лобовому столкновению власти и самых жестких участников протестов. Тех, которые уже под Москвой, - в ближайшее время туда доберутся. Кто победит на этот раз – вопрос риторический. Конечно, дальнобойщики – это не далекая от народа интеллигенция. Они более активны, лучше организованы, и за ними – симпатия немалого количества населения. Немалая часть из них – это частные предприниматели, которые приобрели свои фуры в кредит, и потеря собственного бизнеса для них – это реальная жизненная катастрофа, поэтому с мотивацией у них все хорошо.

Однако гигантская репрессивная машина путинского режима, безусловно, еще вполне способна справиться с несколькими сотнями, если не десятками – активистов. Бросив которых за решетку, можно заставить всех остальных вернуться домой. Но лояльность таких людей – как закаленных тюрьмой, так даже и демонстративно униженных, российская власть вернуть не сумеет никогда. Они будут бояться, они даже социологам расскажут о любви к Путину – но в случае чего опереться на них сможет любая оппозиция.

Поэтому жесткий прессинг дальнобойщиков российской властью, с одной стороны, является немного странным. Ну что, казалось бы стоило – отменить злосчастный "Платон" на год-другой, подготовить все как следует, снизить ставки вдвое – и народ согласится на компромисс без полиции, Омона и отсидок. И дальше спокойно себе смотреть телевизор и вполне чистосердечно славить родного президента. Однако нет. Это дорога в никуда, и Путин это четко понимает.

Потому что если "дать" дальнобойщикам – за ними выстроятся в очередь десятки других. Фермеров и врачей, пилотов и стюардесс (эти уже протестовали – но не против продолжить), учителей и пенсионеров. Последние затопят все. Конечно, все они будут повторять мантру о "любви к царю" и неполитический характер протеста которой живо пользовались и дальнобойщики. Но финансово-экономического "пирога" на всех явно не хватит. В условиях сжатия экономики и затяжной рецессии, не хватает даже друзьям – поэтому власть и пошла на смелый эксперимент с платоновским "налогом Ротенберга". Такой путь Путин уже видел. По нему прошел СССР при Горбачеве. Этот путь в сознании российского президента ведет исключительно к очередной "геополитической катастрофе".

Поэтому российская власть, поначалу относительно либеральная к дальнобойщикам, скоро пойдет на эскалацию и попытки переломить процесс. В чем, скорее всего, достигнет успеха. Проблема лишь в том, что очередной чисто экономический протест, при условии заметного обнищания россиян – не за горами. И после двух-трех итераций экономические протесты, без сомнения, начнут сопровождаться политическими требованиями. Сначала – умеренными. Просить голову министра, ну на крайний случай – премьера. А потом – и вовсе радикальными. Для их укрощения понадобятся все более крутые меры – вместо административных протоколов – уголовные дела, вместо блокпостов с ГИБДД – колонны внутренних войск.

И в тот момент наступит очередная точка возможного разделения сценариев. Или же россияне сумеют изменить не только вождя, но и социальную модель. Или же федерация разделится на несколько разных – по размерам и сути – государственных образований. Или на карте мира появится новая Северная Корея, размером чуть не в четверть глобуса.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme