Кому и как поможет смена "минского формата"

Размышления ЕС на тему изменений в минском формате – это не четкий политический план, а желание скрыть собственную беспомощность перед объективно неразрешимой на данный момент дипломатической проблемой

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Кому и как поможет смена "минского форма…

Специальный советник верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини Натали Точчи сумела удивить. "Минский процесс находится на грани распада. Но факт в том, что он уже давно не дает результатов. Мы должны вернуться к обсуждению минского переговорного процесса и, возможно, как-то его обновить", - сообщила она. Отметив при том, что изменение переговорного формата может произойти только в том случае, если с этим будут согласны все его участники.

Если учесть, что сама Фредерика Могерини не далее, как десять дней назад отмечала, что сейчас "не время думать о смене формата", заявление Точчи получилось неожиданным. Что, впрочем, вряд ли добавляет ему смысла.

Потому что если с, скажем мягко, невысокой результативностью имеющегося на сегодня минского формата нельзя не согласиться, то представить себе его модификации, которые, во-первых, позволили бы что-то реально изменить в существующей имитации переговорного процесса, и, во-вторых, не вызывали бы радикальных возражений как минимум у одной из имеющихся сторон, довольно сложно.

Подобных возможных вариантов изменения формата просматривается не так уж много.

Первый – и наиболее часто обсуждаемый в Украине вариант изменений – это введение в состав участников переговоров США. Которые, с украинской точки зрения, должны бы "дожать" Владимира Путина на предмет согласия на приемлемые для Киева условия урегулирования на Донбассе. И которые, по мнению россиян в момент избрания Трампа, должны были бы "заставить киевскую хунту сдать позиции".

Сейчас этот вариант является абсолютно нереальным. Россияне уже прошли курс интенсивного лечения от иллюзий в отношении Трампа. А самому американскому президенту абсолютно не нужно участие в переговорном процессе, который, во-первых, практически обречен на неудачу, и, во-вторых, будет непрестанно возвращать общественность США к вопросу относительно того, не свидетельствует ли любой разговор Трампа с россиянами о том, что он им продался – пардон, попал в зависимость в результате получения помощи во время проведения президентских выборов. Таким образом, без согласия России и, главное, самих США подобное изменение является невозможным.

Второй, исключительно гипотетический способ изменения формата минского процесса – это привлечение к нему стран, которые, в отличие от США, будто бы и не прочь "приобщиться". Речь здесь идет, в первую очередь, о Польше. Которая не раз заявляла о том, что думать о решении проблемы войны в Украине должны и соседи нашего государства, которых это тоже касается. Последний раз эту мантру повторил неделю назад посол Польши в Украине Ян Пекло. В частности, он заявил журналистам, что "это (война на Донбассе – ред.) не является проблемой безопасности одной лишь Украины, это еще и проблема безопасности Польши, Румынии – это проблема нашей общей безопасности". К числу подобных стран, кроме Польши, можно с определенными натяжками отнести и Прибалтику, и до определенной степени – даже Великобританию (о "готовности" к участию в переговорах заявлял тот же польский посол Пекло и, менее категорично – глава британского МИД Борис Джонсон. Беда лишь в том, что представить себе Лаврова с Путиным, которые добровольно пускают за стол переговоров представителей нынешнего польского правительства, сложно даже во сне. Да и разговор от конфликта на Донбассе все равно перейдет к тому, кто и кого убил под Смоленском.

Наконец, третья возможная смена, которую давно и безнадежно лоббируют уже в Кремле – это привлечение к переговорам представителей непризнанных "республик". Что, в свою очередь, уже является абсолютно недопустимым для Киева, да и в Берлине, и в Париже не вызывает ни малейшего энтузиазма. Короткого знакомства с руководителями "ЛДНР" Ангеле Меркель, похоже, хватило и во время подписания минских соглашений.

Кого еще – и на каких правах – можно ввести в состав "минского формата", придумать сложно. ООН, НАТО, Африканский союз или кто угодно еще – в сложившейся на Донбассе ситуации не поможет никто из них.

На самом деле, можно много говорить о "поступательном Минском процессе". Можно напоминать, что он является "безальтернативным". Можно предлагать "изменить формат".

Но до того момента, пока Путин не решит "переиграть все обратно", положив Донбасс на то место, откуда взял – или пока украинская экономика не упадет до таких условий, что некому будет держать фронт, успеха на переговорах не будет. Ни в старом, ни в новом, ни в каком угодно другом формате.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme