Экипажу лайнера Ryanair поступали прямые угрозы от пилота белорусского истребителя, — авиаэксперт

Эксперт в области авиации Вадим Лукашевич убежден, что самолет Ryanair сел в аэропорту Минска после угроз со стороны пилота белорусского истребителя, который подняли в воздух на перехват пассажирского лайнера

Редактор ленты новостей
Экипажу лайнера Ryanair поступали прямые…
Фото: TUT.by

Такое мнение он высказал в эфире проекта "Настоящее время", передает Depo.ua.

Он отметил, что данные сервисов, которые отслеживают движение воздушных судов, свидетельствуют о том, что самолет Ryanair не планировал приземляться в Минске. Также эксперт обратил внимание на то, что до аэропорта в Вильнюсе было расстояние меньше, чем до Минска.

"За 30 километров до границы с Литвой — это всего две минуты полета — он вдруг на этом же эшелоне разворачивается, и только после этого уже, развернувшись, начинает снижаться для посадки в Беларуси. Это свидетельствует о том, что произошло что-то, что повлияло на решение летчика. И он решил не садиться в Вильнюсе, не пытаться максимально быстро покинуть воздушное пространство Беларуси, а просто сесть", — отметил Лукашевич, добавив, что техническая посадка в Вильнюсе могла бы произойти гораздо быстрее, чем в Минске.

Эксперт отметил, что даже если бы капитану самолета поступило указание совершить посадку в Беларуси, потому что на борту опасный преступник, он не обязан выполнять этого.

"Вообще, пока гражданский самолет в воздухе, командир воздушного судна — царь и бог. Он не обязан выполнять никакие предписания, даже если у него на борту будет президент страны. Президент ему может приказать, конечно, но все равно летчик может отказаться это выполнять. Любое решение, которое принимает летчик, — это его решение, и дальше он несет всю ответственность: за себя, за самолет и, главное в этом случае — за пассажиров. Поэтому летчик мог проигнорировать любую команду. Он мог получить указания или из аэропорта вылета, это Афины, или из аэропорта прилета — это из Вильнюса, или от белорусского диспетчера. А если он изменил решение — это было сделано вследствие, что называется, "предложения, от которого нельзя было отказаться", — отметил Лукашевич.

При этом эксперт добавил, что пилот в принципе мог отказаться выполнять указания белорусского диспетчера — это его право и его ответственность.

"Но здесь есть еще один такой интересный фактор — истребитель. Беларусь вдруг каким-то образом выясняет, что на борту находится бомба, самолет представляет потенциальную опасность, и поднимает в воздух истребитель. Это логичный, на первый взгляд, шаг: потому что понятно, что в этом случае самолет, который просто летит в твоем небе над твоей территорией, вдруг стал опасным. Но если самолет летит в своем коридоре, ничего не нарушает, то тогда функция истребителя — просто довести его до границы и помахать ему рукой. И пусть дальше Литва эту бомбу в воздухе получает и сама думает, что и ей с ней делать", — отметил авиаэксперт.

Он отметил, что функция истребителя, когда на борту бомба, не заключается в том, чтобы как-то самолет принудительно посадить, тем более что он уже почти на границе и покидает воздушное пространство страны.

"А здесь получается так, что истребитель летит рядом с этой летающей бомбой. И вдруг за две минуты до того, как с ней проститься, делается все, чтобы эту бомбу к себе посадить на территорию Беларуси. И самолет, который, по словам белорусской власти, вдруг стал предметом угрозы и потенциальной опасности, заводят в сторону Минска", — сказал эксперт, добавив, что версия с бомбой на борту выглядит нелогичной.

Лукашевич пояснил, что переговоры с пилотом истребителя могут и не быть сохранены на черном ящике пассажирского лайнера.

"Потому что для этого военный летчик должен знать английский, должен был перейти на международную частоту гражданских лайнеров, попробовать установить связь и так далее. Но у него есть другие меры, маневры, которые показывают пилотам: измените курс, идите за мной, я готов применять оружие и так далее. Ты просто подлетаешь к кабине лайнера — там прекрасная видимость, там высота 10 000, яркое солнце, выше облачности — и показываешь, что у тебя на брюхе висят ракеты. Или ты можешь пересекать курс воздушного судна, прямо перед ним пройти — это будет означать: измените курс. Эти процедуры были давно отработаны в авиации, еще во времена холодной войны. Это такой язык жестов, который позволяет передать самолету, что ему там делать или чего не делать", — пояснил эксперт.

Лукашевич добавил, что какие-то действия пассажиров на борту или указания с земли пилот самолета еще мог бы проигнорировать, а вот действия истребителя, который тебя захватывает, игнорировать сложно.

По мнению эксперта, пассажирский лайнер пытался максимально быстро покинуть воздушное пространство Беларуси, о чем свидетельствует схема его полета. Но он, конечно, не может уйти от истребителя. Поэтому он вдруг развернулся.

"Я исходил из того, что единственное воздействие, которое может вынудить экипаж к такому решению, — это как раз действия истребителя, который выполнял функции перехвата", — сказал он.

Эксперт отметил, что осуждать пилота за решение приземлиться в Минске нельзя, ведь он отвечает за безопасность всех пассажиров, и в своих решениях всегда исходит именно из этого.

"Пилот отвечает за безопасность всех пассажиров самолета. Но пилот не отвечает за безопасность какого-то одного пассажира — белорусского оппозиционера. Для пилота отношения Протасевича и Лукашенко — это абсолютно чуждая ему политическая проблема. В задачи пилота, авиакомпании Ryanair или любой другой авиакомпании, не входит защита каких-то оппозиционеров. Он отвечает за весь экипаж и самолет", — сказал Лукашевич.

Напомним, 24 мая лидеры стран Евросоюза на саммите согласовали первый официальный ответ на террористический акт белорусского режима Александра Лукашенко касательно пассажирского самолета. Все 27 лидеров стран-членов Евросоюза приняли решение о запрете всем авиакомпаниям ЕС на полеты над территорией Беларуси. Также руководители стран ЕС договорились ввести очередные секторальные санкции в отношении тех, кто причастен к этому террористическому акту.

Как известно, 23 мая в Национальном аэропорту Минска совершил аварийную посадку самолет компании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. Известно, что самолет внезапно подал сигнал бедствия и изменил курс. Причиной экстренной посадки стал якобы сигнал о заминировании, однако после посадки взрывных устройств в самолете не нашли.

Впоследствии выяснилось, что в самолете, который экстренно сел в Минске якобы из-за заминирования, летел белорусский оппозиционер, основатель телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич. Его задержали белорусские силовики.

Член Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко заявил о получении данных, дескать истребитель-перехватчик ВВС Беларуси подал маневром условный сигнал пилотам лайнера авиакомпании Ryanair: "Следуй за мной". Капитан гражданского воздушного судна обязан был подчиниться.

Генеральный директор авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири заявил, что вынужденна переадресация рейса в Беларусь является "спонсируемым государством пиратством".

24 мая Украина решила прекратить авиасообщение со страной-террористом.

Читайте также: Грозит смертная казнь: Кто такой Роман Протасевич, которого задержали в Минске

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme