Почему Макрон решил разрушить ЕС

"Новая Европа" Макрона, если он решится ее реализовать, однозначно приведет к концу имеющегося Евросоюза. Вопрос лишь в том, удастся ли Германии и Франции выстроить что-то новое и достаточно жизнеспособное

Журналист отдела "Мир"
Почему Макрон решил разрушить ЕС…

Вчерашняя речь президента Франции Эммануэля Макрона перед студентами Сорбонны, без преувеличения, стала кратким изложением стратегических перспектив ЕС на ближайшее десятилетие-два.

В ней глава Франции рассказал о своем видении скорых тектонических изменений в ЕС, большинство из которых желательно осуществить до 2024 года. Это видение, скорее всего, полностью не согласовано с канцлером Германии Ангелой Меркель. При том речь шла не о косметических нюансах, вроде сокращения бюджетных дотаций или распределения беженцев. Речь шла об изменении основ и принципов функционирования союза, который до сих пор, по своей сути, является скорее экономическим, чем политическим. По мнению французского президента, эту ситуацию следует изменить.

"ЕС Макрона" должен иметь общую армию и оборонный бюджет. Единое удостоверение личности – и единую пограничную службу. Общий бюджет – и единого министра финансов. Наполняться этот бюджет будет путем введения во всей Европе единого налога на финансовые операции, который уже существует во Франции и Великобритании.

"ЕС Макрона" будет двигаться вперед, не смотря на "Брекзит" – и нежелание отдельных стран союза внедрять у себя все без исключения новации. По замыслу французского президента, "Европа разных скоростей" существует в реальности, и это состояние следует признать за норму, отказавшись от консенсусного принятия решений в ЕС.

Макрон в своей речи честно признал существующие проблемы ЕС – и это само по себе дорогого стоит. При том единственным, с его точки зрения, способом преодолеть эти проблемы с мигрантами, которых одни принимают, а другие – нет, с разными темпами и уровнями развития экономик, с несогласованной финансовой политикой и отсутствующей – оборонительной, является радикальное изменение ЕС. Такой ответ, безусловно, имеет право на существование.

Но при том сказанное вчера Макроном не дает ответа на два ключевых вопроса. Первый из которых – как может функционировать политический союз с высокой степенью интеграции, фактически – федерация европейских стран, в которую хочет превратить ЕС Макрон, в случае, если будет разрешена "Европа разных скоростей"?

К примеру, если Польша не захочет вносить средства в совместный оборонный бюджет "нового ЕС" – но появится реальная потребность ее защиты, отправится ли "евро армия" защищать восточные рубежи? И если Венгрия и дальше будет брать деньги в виде дотаций из общего бюджета, но при том отказываться принимать беженцев – что делать тогда? Разная скорость интеграции предполагает очень сложное и неоднозначное распределение благ. Которое невозможно в политически едином сообществе, в которое Макрон предлагает превратить ЕС, начав монтаж сверхнациональных структур.

Вторым, не менее важным вопросом является то, кто именно сможет реализовать "новую Европу" в реальности. Сам Макрон блестяще проиграл выборы в Сенат, не сумев консолидировать власть в своей стране. Ангела Меркель, судя по всему, будет иметь заметные проблемы с формированием коалиции – что вполне может закончиться даже перевыборами. При том даже в случае успешного формирования коалиции в нее неизбежно попадут свободные демократы – умеренные немецкие евроскептики.

И это речь идет только о двух странах, которые, собственно говоря, собираются стать локомотивами интеграционных процессов. При том, что у обоих присутствуют мощные политические силы евроскептического направления, достаточно вспомнить Национальный фронт и Альтернативу для Германии. При таких условиях говорить о Восточной Европе как-то уже и не очень удобно – вполне понятно, что этот регион вскоре станет "ЕС нулевой скорости".

А при этом даже для старта реформ нужно получить принципиальное согласие на них всех членов ЕС – лиссабонские соглашения никто пока не отменил. Другим путем могут стать новые, "независимые" от базовых соглашений ЕС договоры – но тогда юридическая структура объединений окончательно превратится в бессмыслицу.

В общем, намерение радикально преодолевать проблемы Европейского Союза – начинание, достойное всяческой похвалы. Беда лишь в том, что вчерашняя речь Макрона – это даже не стратегический план. Это декларация добрых намерений. Что вроде и неплохо. Но явно недостаточно.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme